Аттахият в намазе: основы правильного чтения

Статьи об Исламе

Чтение молитвы Ат-Тахият (она же Ташаххуд) в Исламе считается ваджиб после второго и последнего ракаатов каждой молитвы. Канонический текст этой молитвы был передан мусульманам Пророком Мухаммедом (с.а.в.) но есть и различные трактовки чтения “свидетельства”. Рассмотрим их различия в деталях.

Важность Ат-Тахията в намазе

В голове каждого верующего может в тот или иной момент возникнуть мысль о том, обязательно ли совершать то или иное действие. Для этого есть нормы, объясняющие, что есть обязательное, желательное или нежелательное, запрещённое.

При этом следует различать мазхабы – дозволенное разделение толкований Священных текстов. Ведь каждый из мазхабов вправе устанавливать свои правила – в каждом из них ташаххуд читается несколько иначе

Но все мазхабы едины в одном – ташаххуд не включает в себя суры из Корана, но читается согласно хадисам.

Аттахият в намазе: основы правильного чтения

К примеру, ханафиты считают правильным читать ташаххуд после первого ракаата. Остальные мазхабы считают обязательным читать его между вторым и третьим ракаатами. При этом не возбраняется прочесть Ат-Тахият во время первого сидения, это считается сунной, а значит желательным действием.

Мусульманину следует помнить, что действия, называемые ваджиб – есть обязательные вне зависимости от мазхаба. Если же молящийся по рассеянности забыл прочесть Ат-Тахият, ему надлежит исполнить искупающий поклон суджуд ас сахв.

Но если мусульманин сознательно не прочёл Ташаххуд, он сознательно совершит действие, близкое к греховному.

Аттахият в намазе: основы правильного чтения

Когда читается Ат-Тахият

Обязательное чтение свидетельства зависит от количества ракаатов в намазе – к примеру, во время молитвы фаджр, Ат-Тахият читается между первым и вторым ракаатом, а в остальных – между вторым и третьим, а также после последнего ракаата (желательно).

Узнайте
Рамадан: основные требования и запреты в период поста

Это указано достоверными хадисами, переданными нам от ибн Маъсуда и ан-Насаи, в которых говорится – Пророк Мухаммад ﷺ говорил ученикам, что мусульманам следует произносить ташаххуд после второго ракаата, когда мусульмане принимают позу ифтираш.

Необходимо с достоинством произнести все девять предложений молитвы, затем можно прочесть любую короткую дуа и приступить к следующему ракаату.

Аттахият в намазе: основы правильного чтения

Ат-Тахият текст

Всего текстов аттахият (в статье мы пользуемся и тем, и другим названием молитвы) существует пять, и все они признаны каноничными, ибо получены из достоверных хадисов. Один из текстов ташаххуд выглядит так:

«Аттахияту лилляхи, уаас салауату уаат тайибяату; ассаламу аляйкум, аийюхан-набийу, ва рахматуллахи ва бяракатуху, ассаламу аляйина ваъаля иибядилляхис салихиин. Ашхаду алляа илляхя илля Ллаху ва ашхааду анна Мухаммаддан аабдуху ва расуллюху»

В переводе с арабского языка ташахуд текст на русском языке означает:

«Приветствую Всевышнего, и возношу молитвы и похвалу тебе и мира тебе желаю, о Пророк, и милость Всемогущего Творца и благословения Аллаха, мир нам дающего и верующим рабам Всевышнего. Свидетельствую, что не приемлю ни единого божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его истинный посланник!»

Этот вариант был передан нам имамом аль-Бухари от Муслима, и он не является единственным. Рассмотрим остальные варианты.

Аттахият в намазе: основы правильного чтения

Второй вариант

Второй вариант начинается несколько иначе, и выглядит следующим образом:

«Аттахият-уль мубаракату, ас саляватут тайибияту лилляхи ассаляму аляйкум, айюхан-набийу, ва рахмятуллахи ва бяракатуху, ассаляму аляйина ваъаля иибядилляхис салихиин. Ашхаду алляа илляхя илля Ллаху ва ашхааду анна Мухаммаддан аабдуху ва расуллюху»

Как вы видите, изменяется только начальное предложение, которое в переводе звучит так – «Благословенные слова приветствия и благоверные намазы Аллаху…» (передано имамом ат-Термизи от Муслима).

Третья версия ташаххуда

Согласно ещё одному достоверному хадису, переданному нам Абу Даудом от Муслима, Посланник Аллаха (с.а.в.) начинал читать ташаххуд со следующих слов:

Узнайте
Никаб в исламе: обязательный элемент одежды или нет

«Ат-тахияту ттайибяту, ас салавату лиЛляхи ассаламу аляйкум, айюхан-набийу, ва рахмятуллахи ва бяракатуху, ассаламу аляйина ваъаля иибядилляхис салихиин. Ашхааду алляа илляхя илляЛлаху ва ашхааду аннаа Мухаммаддан аабдуху ва расуллюху». И здесь также меняется лишь приветствие, в переводе звучащее как: «Благословенные приветствия и намазы Всевышнему…»

Аттахият в намазе: основы правильного чтения

Четвертый вариант

В некоторых хадисах, переданных Байхаки, Шафи и Маликом, говорится, что праведный халиф Умар ибн Хаттаб произносил Ат-Тахият, начиная со слов «Ат-тахияту лиляхи, аз закийату лиляхи, ат тайибияту, ас салявату лиЛляхи…», означающих «Приветствия, чистейшие и наилучшие изречения, намазы Аллаху…».

Канонически все четыре варианта чтения молитвы Ат-Тахият верные, поэтому мусульманин волен сам выбирать, какой вариант ему легче для освоения.

Однако немалая часть богословов настаивает на использовании второго варианта, включающего слово “мубаракату”, означающего “благословенные слова приветствия”.

Аттахият в намазе: основы правильного чтения

Вслух или шепотом

Богословы всех мазхабов едины во мнениях – Ат-Тахият надлежит читать очень тихо, чтобы его никто не слышал. При высказывании этого мнения они ссылаются на наставления ибн Масуда, указанные в достоверных хадисах, переданных Абу Даудом и Термизи. В этих хадисах сказано – Сунна предписывает читать ташаххуд про себя.

Однако они же сходятся во мнении, что нет греховного в том, чтобы прочесть ташаххуд вслух или громче молитвы. Это не нарушит искренности совершённого намаза, и не сделает его недействительным.

Как поднимать палец

Среди богословов бытует мнение, что во время чтения ташаххуда обязательно поднимать вверх указательный палец правой руки. Однако мнения богословов расходятся в следующем:

  • Нужно поднимать вверх лишь указательный палец правой руки;
  • Нужно из большого и указательного пальцев правой руки составить кольцо и поднимать его кверху;

И то, и другое мнения основаны на хадисах о жизни пророка Мухаммеда (с.а.в), признанных достоверными.

Однако в трактате «Минхадж ат-талибин», написанном имамом Ан-Навави, приводится ещё и третий способ поднятия руки – большой палец прижимается к кисти руки, указательный поднимается вверх, остальные – остаются в полусогнутом положении.

Узнайте
Кааба и ее связь с пророком Мухаммедом

Такое положение принято в шафиитском мазхабе, но не порицается и не одобряется в остальных течениях ислама.

Добавить комментарий

  1. Sam Red

    Статья о приветствиях в молитве: основы правильного чтения очень полезна и информативна. Она предоставляет четкое и понятное объяснение о том, как правильно произносить приветствия во время молитвы. Я узнал много новой информации и научился применять эти знания в своей собственной практике. Статья также содержит примеры приветствий, что помогает лучше понять их смысл и использование. Я благодарен автору за такой полезный материал и рекомендую всем, кто интересуется молитвой, ознакомиться с этой статьей.

    Ответить