Чтение молитвы Ат-Тахият (она же Ташаххуд) в Исламе считается ваджиб после второго и последнего ракаатов каждой молитвы. Канонический текст этой молитвы был передан мусульманам Пророком Мухаммедом (с.а.в.) но есть и различные трактовки чтения “свидетельства”. Рассмотрим их различия в деталях.
Важность Ат-Тахията в намазе
В голове каждого верующего может в тот или иной момент возникнуть мысль о том, обязательно ли совершать то или иное действие. Для этого есть нормы, объясняющие, что есть обязательное, желательное или нежелательное, запрещённое.
При этом следует различать мазхабы – дозволенное разделение толкований Священных текстов. Ведь каждый из мазхабов вправе устанавливать свои правила – в каждом из них ташаххуд читается несколько иначе
Но все мазхабы едины в одном – ташаххуд не включает в себя суры из Корана, но читается согласно хадисам.
К примеру, ханафиты считают правильным читать ташаххуд после первого ракаата. Остальные мазхабы считают обязательным читать его между вторым и третьим ракаатами. При этом не возбраняется прочесть Ат-Тахият во время первого сидения, это считается сунной, а значит желательным действием.
Мусульманину следует помнить, что действия, называемые ваджиб – есть обязательные вне зависимости от мазхаба. Если же молящийся по рассеянности забыл прочесть Ат-Тахият, ему надлежит исполнить искупающий поклон суджуд ас сахв.
Но если мусульманин сознательно не прочёл Ташаххуд, он сознательно совершит действие, близкое к греховному.
Когда читается Ат-Тахият
Обязательное чтение свидетельства зависит от количества ракаатов в намазе – к примеру, во время молитвы фаджр, Ат-Тахият читается между первым и вторым ракаатом, а в остальных – между вторым и третьим, а также после последнего ракаата (желательно).
Это указано достоверными хадисами, переданными нам от ибн Маъсуда и ан-Насаи, в которых говорится – Пророк Мухаммад ﷺ говорил ученикам, что мусульманам следует произносить ташаххуд после второго ракаата, когда мусульмане принимают позу ифтираш.
Необходимо с достоинством произнести все девять предложений молитвы, затем можно прочесть любую короткую дуа и приступить к следующему ракаату.
Ат-Тахият текст
Всего текстов аттахият (в статье мы пользуемся и тем, и другим названием молитвы) существует пять, и все они признаны каноничными, ибо получены из достоверных хадисов. Один из текстов ташаххуд выглядит так:
«Аттахияту лилляхи, уаас салауату уаат тайибяату; ассаламу аляйкум, аийюхан-набийу, ва рахматуллахи ва бяракатуху, ассаламу аляйина ваъаля иибядилляхис салихиин. Ашхаду алляа илляхя илля Ллаху ва ашхааду анна Мухаммаддан аабдуху ва расуллюху»
В переводе с арабского языка ташахуд текст на русском языке означает:
«Приветствую Всевышнего, и возношу молитвы и похвалу тебе и мира тебе желаю, о Пророк, и милость Всемогущего Творца и благословения Аллаха, мир нам дающего и верующим рабам Всевышнего. Свидетельствую, что не приемлю ни единого божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его истинный посланник!»
Этот вариант был передан нам имамом аль-Бухари от Муслима, и он не является единственным. Рассмотрим остальные варианты.
Второй вариант
Второй вариант начинается несколько иначе, и выглядит следующим образом:
«Аттахият-уль мубаракату, ас саляватут тайибияту лилляхи ассаляму аляйкум, айюхан-набийу, ва рахмятуллахи ва бяракатуху, ассаляму аляйина ваъаля иибядилляхис салихиин. Ашхаду алляа илляхя илля Ллаху ва ашхааду анна Мухаммаддан аабдуху ва расуллюху»
Как вы видите, изменяется только начальное предложение, которое в переводе звучит так – «Благословенные слова приветствия и благоверные намазы Аллаху…» (передано имамом ат-Термизи от Муслима).
Третья версия ташаххуда
Согласно ещё одному достоверному хадису, переданному нам Абу Даудом от Муслима, Посланник Аллаха (с.а.в.) начинал читать ташаххуд со следующих слов:
«Ат-тахияту ттайибяту, ас салавату лиЛляхи ассаламу аляйкум, айюхан-набийу, ва рахмятуллахи ва бяракатуху, ассаламу аляйина ваъаля иибядилляхис салихиин. Ашхааду алляа илляхя илляЛлаху ва ашхааду аннаа Мухаммаддан аабдуху ва расуллюху». И здесь также меняется лишь приветствие, в переводе звучащее как: «Благословенные приветствия и намазы Всевышнему…»
Четвертый вариант
В некоторых хадисах, переданных Байхаки, Шафи и Маликом, говорится, что праведный халиф Умар ибн Хаттаб произносил Ат-Тахият, начиная со слов «Ат-тахияту лиляхи, аз закийату лиляхи, ат тайибияту, ас салявату лиЛляхи…», означающих «Приветствия, чистейшие и наилучшие изречения, намазы Аллаху…».
Канонически все четыре варианта чтения молитвы Ат-Тахият верные, поэтому мусульманин волен сам выбирать, какой вариант ему легче для освоения.
Однако немалая часть богословов настаивает на использовании второго варианта, включающего слово “мубаракату”, означающего “благословенные слова приветствия”.
Вслух или шепотом
Богословы всех мазхабов едины во мнениях – Ат-Тахият надлежит читать очень тихо, чтобы его никто не слышал. При высказывании этого мнения они ссылаются на наставления ибн Масуда, указанные в достоверных хадисах, переданных Абу Даудом и Термизи. В этих хадисах сказано – Сунна предписывает читать ташаххуд про себя.
Однако они же сходятся во мнении, что нет греховного в том, чтобы прочесть ташаххуд вслух или громче молитвы. Это не нарушит искренности совершённого намаза, и не сделает его недействительным.
Как поднимать палец
Среди богословов бытует мнение, что во время чтения ташаххуда обязательно поднимать вверх указательный палец правой руки. Однако мнения богословов расходятся в следующем:
- Нужно поднимать вверх лишь указательный палец правой руки;
- Нужно из большого и указательного пальцев правой руки составить кольцо и поднимать его кверху;
И то, и другое мнения основаны на хадисах о жизни пророка Мухаммеда (с.а.в), признанных достоверными.
Однако в трактате «Минхадж ат-талибин», написанном имамом Ан-Навави, приводится ещё и третий способ поднятия руки – большой палец прижимается к кисти руки, указательный поднимается вверх, остальные – остаются в полусогнутом положении.
Такое положение принято в шафиитском мазхабе, но не порицается и не одобряется в остальных течениях ислама.
Статья о приветствиях в молитве: основы правильного чтения очень полезна и информативна. Она предоставляет четкое и понятное объяснение о том, как правильно произносить приветствия во время молитвы. Я узнал много новой информации и научился применять эти знания в своей собственной практике. Статья также содержит примеры приветствий, что помогает лучше понять их смысл и использование. Я благодарен автору за такой полезный материал и рекомендую всем, кто интересуется молитвой, ознакомиться с этой статьей.