Асхаб ар-Ра’й

Асхаб ар-Ра’й – «сторонники своего мнения». Выведение решения на основании своего мнения, в тех случаях, если по каким-либо вопросам не имеется однозначного решения в Коране и Сунне, называется «ра’й». Ра’й должен соответствовать духу Ислама и выводиться методом аналогии (кыяс). Этот метод применялся еще сподвижниками пророка Мухаммада, который разрешил им это.

В период жизни пророка, мусульманская община решала проблемы на основании ниспосылаемых Откровений. Поэтому широкого применения в то время ра’й не получил. Но все-таки некоторые проблемы пророк решал на основании иджтихада (См. Иджтихад), при котором применял ра’й. В связи с его личным авторитетом, в то время это не вызывало никакой критики.

После смерти пророка, границы исламского государства значительно расширились и, со временем, стали возникать новые проблемы, однозначного ответа на которые в исламских первоисточниках не содержалось. Поэтому, при их решении стали появляться различные иджтихады. Значительная часть мусульманских улемов, решая возникшие проблемы, стала применять метод ра’йа. Они в основном находились на территории современного Ирака и непосредственно сталкивались с различными новыми проблемами в условиях контактов с другими народами, культурами. Поэтому эту школа иджтихада получила название иракской. Именно представителей иракской школы назвали Асхаб ар-Ра’й.

В то же время, на территории Хиджаза сохранился тот самый общественно-политический климат, который существовал еще со времен пророка Мухаммада. Поэтому в этом регионе не было необходимости широко применять метод ра’йа. В связи с этим, здесь проблемы продолжали решаться на основании непосредственного обращения к первоисточникам и этот метод стал еще более укрепляться. В связи с тем, что центр этой школы находился в Медине, ее назвали хиджазской.
Представители хиджазской и иракской школ имели между собой тесные контакты и в значительной степени заимствовали методы друг друга. Например, иракцем был Ахмад ибн Ханбаль, который в своем методе широко использовал методы хиджазской школы, а Малик ибн Анас жил в Мекке, но широко применял и развивал методы иракской школы. Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии же занимал промежуточную позицию между этими двумя школами.

Среди основоположников метода ар-рая после пророка Мухаммада традиция называет имена Омара ибн Хаттаба, Али ибн Абу Талиба и Абдуллу ибн Масуда. Далее развили этот метод табиуны Алкама ибн Кайс (ум. в 62/681), Масрук ибн аль-Аджда аль-Хамдани (ум. в 63/682), Кади Шурайх ибн Харис ибн Кайс (ум. в 78/697), Саид ибн Джубайр (95/713), Хабиб ибн абу Сабит аль-Кахили (ум. в 119/737), Ибрахим ан-Нахаи (ум. в 95/713), Хаммад ибн Абу Сулейман (ум. в 120/738), Ибн Абу Лайла (ум. в 148/765), Абу Ханифа (ум. в 150/ 767), Рабия бинт Абу абд ар-Рахман (ум. в 136/753), Зуфар ибн Хузайл (ум. в 158/ 774), Абд ар-Рахман ибн Амр аль-Авзаи (ум. в 157/774), Суфьян ас-Саври (ум. в 161/778), Абу Йусуф (ум. в 182/798), Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани (ум. в 189/804).

В широком смысле этого слова, Асхаб ар-Ра’йем можно назвать всех муджтахидов, которые так или иначе применяли и применяют метод ар-ра’йа. Однако это название традиционно укрепилось за иракской школой, из которой происходит правовая школа Абу Ханифы. Наиболее широко применялся им кыяс и истихсан (См. Истихсан). Но в месте с этим, Абу Ханифа, его последователи и предшественники не отрицали значения и важности хадисов (Подробнее см. Ра’й).

Мазхабы, которые признали метод ра’йа, разошлись относительно его определения. Например, шафииты признают в качестве ра’йа только кыяс. Ханафиты прибавляют к этому истихсан, а маликиты и ханбалиты – «масалих аль-мурсала». См. также Ра’й.