Газали Мухаммад (450/1058-505/1111) – один из самых известных средневековых мусульманских мыслителей. Полное имя с куньей – Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Газали. Родился в иранском селении Газал близ города Тус. Был последователем шафиитской правовой школы. Имел высокий титул ходжату’ль-ислама.
Его отец был прядильщиком шерсти, но всегда любил присутствовать на собраниях ученых и слушать их беседы. Он очень хотел сделать своих сыновей Мухаммада и Ахмада образованными людьми, однако вскоре умер.
Мухаммад аль-Газали начал свое обучение различным наукам еще в Тусе. Затем он уехал в Нишапур и стал учеником известного ашаритского каламиста Имам аль-Харамейна Абу аль-Меали аль Джувайни. У него он обучался науке о хадисах, толкованию Корана, каламу, логике (мантык), исламскому праву. Помимо аль-Джувайни он обучался у известных ученых того времени Абу Хамида ар-Разакани, Абу аль-Хусайна аль-Марвади, Абу Насра аль-Исмаили, Абу Сахля аль-Марвази, Абу Йусуфа ан-Нассаджа. Абу Хамид проявил себя как талантливый и способный ученик.
После завершения обучения о нем услышал великий визирь государства Сельджукидов Низам аль-Мульк. Он был ценителем наук и покровительствовал ученым. Низам аль-Мульк пригласил Абу Хамида в Багдад. Там он проявил свои способности и талант на различных собраниях и диспутах и прославился в научных кругах. Низам аль-Мульк высоко оценил его деятельность и поручил 34-летнему Мухаммаду аль-Газали возглавить медресе «Низамия». В этом медресе он преподавал большому количеству студентов. На протяжении этого времени он также написал свои книги «Китаб аль-Басит фи’ль-Фуру», «Китаб аль-Васит», «Маахиз аль-Хилаф». Большое значение Абу Хамид придавал опровержению доктрин различных сект и движений. Он был автором критических книг «Китаб Фадаихиль-Батиния» и «Фадаиль-иль-Мустахзария», которые были направлены против воззрений шиитов-исмаилитов.
Также в этот период Мухаммад аль-Газали выступил против воззрений философов, которые, изучив древнегреческое и римское философское наследие, подвергали вероучительные положения исламской религии критике, либо трактовали их, применяя свои методы. Для опровержения философов Абу Хамид усиленно работал в течение трех лет. За это время он написал книги: «Макасид аль-Фаласифа», в которой он раскрыл цели деятельности философов; и «Тахафут аль-Фаласифа», в которой он опроверг их воззрения, как с позиции ортодоксального Ислама, так и на основании логики. Для написания этих сочинений аль-Газали подробно ознакомился с различными философскими воззрениями и, несмотря на его опровержения философских воззрений, его самого можно назвать величайшим мусульманским философом. В то же время, надо отметить, что он не выступал против самого предмета философии, а подвергал критике лишь основные положения воззрений тех философов, которые стремились смешать свои теории с доктриной ортодоксальной исламской религии.
В 489/1095 году аль-Газали передал управление медресе своему брату Ахмаду и уехал из Багдада. На протяжении нескольких лет он совершал путешествия и проводил научные исследования.
Два года он жил в Дамаске, где написал самое свое известное сочинение «Ихьяу-Улюмутдин» (Воскрешение наук о вере). Затем он отбыл в Кудс (Иерусалим). Здесь он написал сочинения «Муфассиль аль-Хилаф», «Джаваб аль-Масаил», направленные против воззрений секты шиитов-батинитов, и книгу «Максад аль-Асма», в которой аль-Газали дает объяснения атрибутивным именам Аллаха (Асма аль-Хусна).
Из Кудса он отправился в хадж, а затем, в 1106 году, вернулся в Багдад и продолжил преподавание в медресе «Низамия». Но вскоре отбыл в свой родной город Тус, где написал еще один трактат против секты батинитов «Ад-Дарджу’ль-Маркум», а также политическое сочинение «Ат-Тибру’ль Масбук».
Спустя некоторое время, по приглашению сельджукского визиря Фахр аль-Мулька, Мухаммад аль-Газали возвратился в Багдад и еще некоторое время преподавал в медресе «Низамия». За этот период он написал сочинение «Мишкат аль-Анвар», которое повествовало об основах тасаввуфа. После этого он стал известен как один из самых выдающихся теоретиков тасаввуфа.
Последние годы своей жизни аль-Газали прожил в Тусе. Здесь он основал медресе и суфийскую обитель. Здесь он написал правовое сочинение «Аль-Мустасфа», а также книгу «Ильдажму’ль-Авам ан Ильму’ль-Калам» о необходимости следования учению правоверного суннизма и пути «праведных предков» (ас-салаф ас-салихин).
Ортодоксальная исламская традиция почитает Мухаммада аль-Газали как реформатора (муджаддида), который действовал в период забвения истинной веры и возродил ее. Он был автором около 1000 различных сочинений и книг. Наименования 400 его книг приводятся в книге «Хазаин» Абу Исхака Ширази.
Мухаммад аль-Газали также является всемирно известным мыслителем. Его наследие тщательно изучалось европейскими учеными и исследователями. Некоторые его сочинения переведены на многие языки мира.
Наиболее известным его сочинением является «Воскрешение наук о вере». В этой книге аль-Газали стремился преодолеть противоречия между духовной практикой суфизма и суннитским Исламом и соединить их. Он признает основные идеи суфизма, выраженные в аскетизме, «путях», «стоянках» и «состояниях». Аль-Газали считает необходимым одухотворить ортодоксальную религию, сделать ее оъектом чувств и эмоций. Для этого он рассматривает проблемы, как в рациональной, так и в иррациональной сферах.
Аль-Газали считал сомнения путем к осознанию истины. Истина также познаваема, как путем разума, логики, размышлений, так и путем сверхчувственного озарения.