Хомейни Рухулла

Хомейни Рухулла (1320/1902-1409/1989) – выдающийся иранский политический деятель и богослов. Руководитель и вождь исламской революции в Иране. Полное имя Рухулла аль-Мусави аль-Хомейни. Родился в городе Хомейн. Его отец и дед были богословами. Рухулла также пошел по их стопам и проявил себя весьма способным молодым человеком. В свои неполные 27 лет он получил звание муджтахида. Спустя почти двадцать лет, он получил высший шиитский богословский титул аятоллы, а спустя еще десять лет стал великим аятоллой (аятолла аль-узма).

Помимо успехов в богословских науках, Р. Хомейни активно занимался политикой и стремился политизировать Ислам. На протяжении многих лет он выступал против иранской монархии и открыто призывал народ к ее свержению. Причем движущей силой и идеологией антишахского движения должна была быть именно исламская религия.

Первым серьезным столкновением Хомейни и его сторонников с шахом Мухаммадом Резой Пехлеви произошло в 1381/1962 году, когда шах провел законопроект, разрешавший не только мусульманам, но и представителям других конфессий избираться в органы государственной власти. При этом избранный мог принимать присягу на любой священной книге, а не только на Коране. Р. Хомейни и его единомышленники выступили против этого закона. По стране прошли акции протеста и шаху пришлось уступить.

После этого Р. Хомейни выступил с прямым призывом к свержению шахского режима вооруженным путем. В ответ, в 1383/1964 году шах приказал арестовать его, а затем распорядился выслать его из страны. Вначале его вывезли на самолетах ВВС Ирана в Турцию, а затем он перебрался в Ирак, где проживал в священном городе шиитов Наджафе. Там он продолжал свою антишахскую деятельность. Спустя 14 лет Р. Хомейни был выслан из Ирака и поселился во Франции. После начала иранской революции, Р. Хомейни вернулся на родину в 1399/1979 году и возглавил революционное движение, в результате которого шахский режим пал. Таким образом, он стал духовным лидером Исламской Республики Иран.

Хомейни заложил основы исламской государственной системы, которая стала действовать в Иране после революции. Согласно новой доктрине, разработанной Хомейни и другими представителями шиитского духовенства, исламское общество должно руководствоваться Божественным законом даже в период сокрытия имама Махди (См. Махди, Шииты и Иснаашариты). Это правление осуществляется факихом – законоведом. Факих должен обладать наилучшими личными качествами, быть грамотным и ученым человеком. Он должен призывать общество к совершению разрешенных Богом поступков и удерживать его от совершения запретного.

Власть факиха (велаят аль-факих) рассматривается в доктрине Хомейни как промежуточный и подготовительный этап для пришествия Махди. Факих, однако, не является непогрешимым человеком, в отличие от шиитских имамов.