Ибн Кутайба

Ибн Кутайба (213/828-276/889) – выдающийся мусульманский толкователь Корана, исследователь хадисов, правовед, знаток калама, историк, литератор. Полное имя с куньей Абу Мухаммад Абдулла ибн Муслим ибн Кутайба ад-Динавари. Родился в Куфе (по некоторым данным в Багдаде), но большую часть своей жизни провел в Багдаде, где умер в возрасте 63 лет.

Багдад многонациональным и многоконфессиональным городом. Здесь сосуществовали представители самых разных философских и религиозных школ и направлений. Основными проблемами, по которым мусульманские мыслители вели между собой бурные дискуссии, были вопросы, касающиеся сотворенности или несотворенности Корана, его чудесности и неповторимости, атрибутов Аллаха, свободы выбора и предопределения, достоверности или недостоверности хадисов. Ожесточенная идеологическая борьба в тот период шла между суннитскими ортодоксами и мутазилитами. Аббасидские халифы также поощряли развитие различных наук. Все эти объективные условия сыграли решающую роль в формировании мировоззрения Ибн Кутайбы и выборе его научного пути.

Политическое положение Халифата в период жизни Ибн Кутайбы также было переменчивым. Он жил в эпоху могущества Аббасидских халифов, которое к концу его жизни сменилось упадком и фактическим распадом государства. Его высоко ценил аль- Муваффак (брат халифа аль-Мутамида). Ибн Кутайба также был знаком и имел хорошие отношения с визирем халифов аль-Мутаваккиля и аль-Мутамида Абу аль-Хасаном Убайдуллой ибн Йахйей ибн Хаканом. Ибн Кутайба также знал наместника Хорасана Абдуллу ибн Таира.

Ибн Кутайба был суннитом и возможно придерживался положений ханбалитской правовой школы. Несмотря на то, что некоторые источники сообщают о нем как об антропоморфисте (См. Мушаббихиты), тем не менее, известны его сочинения, в которых он с позиции суннизма подвергает яростной критике воззрения антропоморфистов и мутазилитов.

В свои молодые годы Ибн Кутайба обучался у известных ученых своей эпохи. Многому он научился у своего отца Муслима ибн Кутайбы. Толкованию Корана, хадисам, праву, арабскому языку он обучался под руководством таких учителей как Абу Убайда аль-Касим ибн Саллама (ум. в 224/839), Ахмад ибн Саид аль-Лихйани, Мухаммад ибн Саллам аль-Джумахи (ум. в 231/845), Хармала ибн Йахйа ат-Таджиби (ум. в 243/857) и т. д. Ибн Кутайба также выезжал в различные города Халифата с целью обучения у известных ученых. Например, в Мекке он обучался у аль-Кади Йахйи ибн Аксама (ум. в 242/856), в Басре у Абу Хатима ас-Сиджистани (ум. в 248/862), в Хорасане у Исхака Ибн Рахавайха (ум. в 238/852).

Известно, что Ибн Кутайба трудился и на государственных постах, был судьей (кади). Однако большую часть своей жизни он занимался преподавательской деятельностью и написал много книг. Его учениками были такие известные люди, как Ахмад ибн Марван аль-Марвази (ум. в 298/910), Убайдулла ибн Абд ар-Рахман ибн Мухаммад аш-Шуккари (ум. в 323/934), Ахмад ибн Мухаммад аль-Хасан ад-Дарраб (ум. в 328/939) и многие другие.

Ибн Кутайба был автором более чем 40 различных сочинений. В области толкования Корана и хадисов, известны его работы по разъяснению их смыслов «Тавиль аль Мушкиль аль-Куран», «Мушкиль аль-Хадис». Также им написаны труды по лингвистическим и фонетическим особенностям различных слов и выражений в аятах и хадисах. Среди работ по праву известны его сочинения «Китаб аль-Ашриба», «Китаб ас-Сиям». Такие труды по истории, как «Аль Имама ва ас-Сияса», «Китаб ан-Насаб», «аль-Маариф» известны во всем мире. Он написал также работы по каламу («аль-Ихтилаф аль-Лафз ва ар-Радду аля’ль-Джахмия ва’ль-Мушаббибина»), астрономии («Китаб аль-Анва») и биологии («Китаб аль-Джарасим», «Китаб ан-Набат»).