Ибрахим

Ибрахим – Авраам. Один из самых величайших пророков (расуль) Аллаха, о котором в Коране говорится: «Есть ли кто-нибудь прекраснее своей верою того добродеющего, кто полностью предался Аллаху и последовал за верой Ибрахима-ханифа? А ведь Аллах сделал Ибрахима [Своим] другом» (4: 125). Его называют Халилуллах (друг Аллаха). Старший сын Ибрахима Исмаил был родоначальником арабов и прямым предком пророка Мухаммада. А младший сын Ибрахима – Исхак был родоначальником израильтян.

Ибрахим родился в Междуречье Тигра и Ефрата к востоку от Вавилона. Местом его рождения называют Ур Халдейский (современная Урфа в Турции), где он вел пророческую деятельность среди халдеев. По мнению некоторых толкователей Корана (Например, Суюти), идолопоклонник Азар, изготовлявший и продававший идолов, имя которого упоминается в одном из аятов Корана (6: 74) в качестве отца Ибрахима, на самом деле был его дядей и отчимом, за которого вышла замуж его мать Амина после смерти своего первого мужа Таруха, будучи беременной.

В то время царем Бабила (Вавилона) был Намруд (Нимрод). Он и его народ были идолопоклонниками. Как-то один прорицатель предсказал Намруду, что один из родившихся младенцев положит конец его царству и станет основателем религии. Тогда Намруд приказал убивать всех новорожденных младенцев, а беременных женщин сажать в темницу. Мать Ибрахима была беременна, но ее беременность еще не была видна. Поэтому на нее не обратили внимания. Своему мужу Азару же, она сказала, что если он не выдаст ее, то после рождения младенца он сможет выдать его и получить за это вознаграждение. Когда подошло время, она отправилась в одну из пещер в окрестностях города и родила там Ибрахима. Оставив его там, она вернулась обратно и сказала Азару, что младенец умер при родах. После этого Амина тайно уходила в пещеру на протяжении многих лет и вырастила там своего сына, о существовании которого Азар узнал позднее.

Достигнув совершеннолетия, Ибрахим все чаще предавался размышлениям об окружающем его мире, о Творце. Путем умозрительного анализа он отверг языческие верования и пришел к вере в Аллаха: «И когда его (Ибрахима) покрала ночь, он увидел звезду и сказал: «Это Господь мой!». Когда же она закатилась, он сказал: «Не люблю я закатывающихся». Когда он (Ибрахим) увидел месяц восходящим, он сказал: «Это Господь мой!» Когда уже тот зашел, он сказал: «Если Господь мой меня не поведет на прямой путь, я буду из людей заблудившихся. Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: «Это Господь мой, он больший!». Когда же оно зашло, он сказал: «О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи. Я обратил лицо свое к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто и я не из многобожников» (Коран, 6: 76-79).

Спустя некоторое время, молодой Ибрахим пришел к своему народу и открыто выступил против их языческих верований. Тогда они пожаловались на него Азару, который безуспешно пытался отвратить его с этого пути. Ибрахим спросил у них: «Что это за изваяния, которым вы поклоняетесь?» (Коран 21: 52). На что они ответили: «Мы знаем, что наши отцы поклонялись им» (Коран 21: 53). Ибрахим ответил им: «Так, значит, и вы, и ваши отцы явно заблуждались» (Коран 21: 54). Затем он добавил: «Ваш Господь – Властелин небес и земли, который создал их, а я [только] свидетельствую об этом» (Коран, 21: 56). Таким образом, с молодых лет Аллах избрал Ибрахима своим посланником. Он вел активные проповеди среди халдеев, призывал их отречься от язычества и уверовать в единого Бога. Аллах ниспослал ему Откровение в виде свитков (сухуф), в которых излагались основы веры.

Спустя некоторое время, Ибрахим перешел от увещеваний к действиям. Он вознамерился наглядно показать своему народу беспомощность и бесполезность идолов, которым они поклонялись. Для этого, он выбрал время всенародного праздника, когда халдеи собирались вместе в одном районе города. Азар предложил Ибрахиму принять участие в торжествах, но он отказался, сославшись на недомогание. Когда все ушли, Ибрахим взял топор и вошел в капище, где было установлено около семидесяти идолов. Он уничтожил их, оставив в сохранности только одного главного идола, почитаемого его народом. Когда люди вернулись с празднеств, они увидели, что все почитаемые ими идолы разбиты и повержены. Тогда они спросили у Ибрахима, не его ли рук это дело? Ибрахим же указав на того единственного идола, которого он оставил в сохранности, ответил: «Нет! Учинил их старший, вот этот. Спросите же их об этом, если они обладают даром речи» (Коран, 21: 63). Горожане ответили: «Ведь ты знаешь, что они (т. е. идолы) не обладают даром речи» (Коран, 21: 65). Тогда Ибрахим сказал: «Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, кто ни в чем не способен помочь или навредить вам? Презрение вам и тем, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха! Неужели же вы не одумаетесь?» (Коран, 21: 66-67).

Тогда обо всей этой истории донесли царю Намруду. Он приказал Ибрахиму явиться к нему. Он пришел и призвал Намруда уверовать в единство Божье. Однако царь, объявивший самого себя богом отказался принять предложение Ибрахима. Их диалог описывается в Коране следующим образом: «Ты не задумывался над тем [, о Мухаммад,] кто спорил с Ибрахимом относительно его Господа, [кичась] тем, что Аллах даровал ему царство? Помни о том, что сказал ему Ибрахим: “Мой Господь – тот, кто оживляет и умерщвляет”. [Царь] возразил: “Именно я оживляю и умерщвляю”. Сказал Ибрахим: “Воистину, Аллах заставляет солнце восходить на востоке, заставь же его взойти на западе”. И тот, кто не уверовал (т. е. царь), смутился. Ведь Аллах не указывает прямого пути нечестивцам» (2: 258).

После этого разгневанный Намруд приказал арестовать Ибрахима и сжечь его в огне живьем. Но Аллах заступился за своего посланника и сделал огонь, в который бросили Ибрахима прохладным: Мы повелели: «О пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрахима» (Коран, 21: 69). В мусульманских преданиях говорится о том, что огонь стал для него прохладным райским садом, в котором он пребывал по некоторым сведениям 7 дней.

Таким образом, Ибрахим вышел из огня живым и невредимым и продолжил проповедь в среде своего народа. Многие халдеи увидели это чудо своими глазами, но все равно отказались уверовать в Аллаха. Неверным остался и царь Намруд. Но некоторые из них уверовали. В числе уверовавших были жена Ибрахима Сара, его брат Харан, а также его племянница.

После этого Аллах послал на этот неверный народ большие бедствия. На страну налетели полчища особых москитов, которые высасывали у людей кровь. Один из этих москитов проник через нос в мозг Намруда и длительное время причинял ему неописуемые мучения. Таким образом, Аллах наказал этого царя, который считал себя богом, посредством обыкновенного насекомого.

После всех этих событий, Аллах приказал Ибрахиму уехать (совершить хиджру) в Харран, который был расположен южнее Ура Халдейского. Вместе с ним совершили хиджру его жена Сара, сын его брата Лут (Лот). Они остались на некоторое время в Харране, затем ушли в Шам (Сирию) и, наконец, прибыли в Египет. Согласно преданиям, тогда Ибрахиму было тридцать восемь лет. Во время этого путешествия, племяннику Ибрахима Луту от Аллаха было даровано пророчество и он остался в Садуме (Содоме).

В то время Египтом правил жестокий, безбожный и распутный правитель, который, узнав о прибытии Ибрахима, решил завладеть его женой Сарой. Он велел привести ее к нему. Но как только он начал приставать к ней, его хватил паралич и у него отнялись руки и ноги. Тогда правитель пожалел о своем поступке и попросил Сару помолиться о его избавлении от этой болезни. Сара, которая испугалась того, что ее обвинят в его убийстве, исполнила его просьбу, и Аллах избавил его от паралича. После этого египетский правитель подарил Саре наложницу Хаджар (Агарь) и с миром отпустил ее.

После того, как Сара вернулась к Ибрахиму, они уехали в Палестину и поселились там, в безлюдной местности под названием Сабу. Здесь Ибрахим занялся скотоводством и разбогател. В позднее в Сабу прибыли другие люди и эта местность стала населенной. Спустя некоторое время Ибрахим уехал из Сабу и поселился в местности Кист в Сирии.

По причине того, что от Сары у Ибрахима не рождалось детей, он по ее разрешению, женился на Хаджар, которая родила ему сына Исмаила. Он стал родоначальником арабов и прямым предком пророка Мухаммада. Но, после этого, по причине ревности Сары, Аллах повелел Ибрахиму увезти Хаджар с ее младенцем Исмаилом в безводную пустыню, и оставить их там в районе современной Мекки. Ибрахим выполнил Божественное повеление и затем вернулся в Сирию. Хаджар (Агарь) же оказавшись одна с ребенком в безводной пустыне, начала искать воду между холмами Сафа и Марва. Вдруг она увидела ангела Джибрила (Гавриила), который ударил своей ступней (или крылом) по земле и там чудесным образом образовался источник, названный Замзамом. После этого они поселились здесь, а позднее туда прибыли и другие племена и эта местность стала населенной.
Еще до рождения Исмаила, Ибрахим поклялся Аллаху о том, что если Он дарует ему сына, то по достижении им совершеннолетия принесет его в жертву. Когда Измаил достиг совершеннолетия, Ибрахим в очередной раз приехал к нему в Мекку. В это время Аллах решил испытать его. Ибрахим стал видеть сны о том, что он приносит своего единственного сына в жертву. Тогда Ибрахим решил исполнить свой обет. Но, в тот момент, когда он занес над Исмаилом нож, к нему явился ангел, который обрадовал его вестью о том, что это было всего лишь испытанием. Взамен Исмаила Аллах передал Ибрахиму через этого ангела агнца, который и был принесен в жертву (подробнее см. Исмаил).
Спустя много лет Аллах даровал Ибрахиму еще одного сына, которого родила ему Сара. Его назвали Исхаком и он стал родоначальником израильтян.

Пророк Ибрахим часто приезжал к своей жене и сыну в Мекку. Там они вместе с Исмаилом построили Каабу на том же месте, где она стояла во времена Адама. Черный камень (См. Хаджар аль-Асвад), который был взят ангелом Джибрилом из рая и передан Ибрахиму, был установлен ими в одной из стен Каабы. После окончания строительства, Ибрахим научил Исмаила обрядам хаджа и сделал его хранителем Каабы. Исмаил же стал совершать хадж вместе с людьми из племени Джурхум, которые пришли и проживали в Мекке. Перед отъездом в Сирию, Ибрахим взошел на холм Арафат и возвел Аллаху мольбу об Исмаиле. Через год, в сезон хаджа Ибрахим снова приехал в Мекку, на этот раз вместе со своей женой Сарой и сыном Исхаком. Все они совершили обряд хаджа и вернулись в Сирию.

Великий пророк (расуль) Аллаха Ибрахим умер в Кудсе (Иерусалиме). Согласно преданиям, в момент смерти ему было возможно 175 лет. Он был справедливым, набожным, добродетельным человеком. Всю свою жизнь он искренне служил Аллаху и вел непримиримую борьбу с языческими верованиями. На этом пути он не жалел ни средств, ни даже собственной жизни. Где бы он не находился, повсюду он призывал людей уверовать в Аллаха, не совершать распутства и вести праведный образ жизни.

Его религией была религия преданных Аллаху ханифов. Об этом говорится в аятах Корана 2: 135, 4:125, 6: 161.

Во времена пророчества Мухаммада иудеи и христиане утверждали, что пророк Ибрахим был одним из них. В ответ на это Аллах ниспослал Мухаммаду аят, в котором говорится о том, что Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был преданным Богу мусульманином (это слово употребляется в значении покорности Богу), исповедующим единобожие-ханифизм. Об этом говорится в аяте Корана 3: 67.

В честь Ибрахима названа кораническая сура N 14, в основном ниспосланная в Мекке после суры «Нух» и состоящая из 52 аятов. Аяты 28 и 29 суры «Ибрахим» были ниспосланы в Медине. Сура получила это название по причине упоминания в ней мольбы пророка Ибрахима Аллаху.