Исм

Исм – грех. Грех в Исламе – это совершение каких-либо действий или наличие таких намерений, которые запрещены Аллахом и Его посланником. К грешникам относятся и косвенные соучастники запретных деяний.

Греховными считаются поступки, запрещенные религией, которые были умышленно совершены только совершеннолетними людьми, которые находились в здравом рассудке. Причем согрешивший человек в суннитском Исламе не остается пожизненно виновным в совершении того или иного греха. Он всегда имеет возможность раскаяться перед Аллахом, который может простить его: «Он – тот, кто принимает покаяние Своих рабов, прощает злые деяния и знает то, что вы творите» (42: 25). Однако частое совершение пусть даже малых грехов воздействует на состояние его души и ведет к ослаблению веры, так как любой грех потенциально способен привести человека к неверию (куфру). За греховные помыслы необходимо также раскаиваться, однако наказания за них нет.

В Исламе грехи разделяются на большие (кабира) и малые (сагира). О больших грехах говорится в аяте Корана 4: 31. Самым большим грехом (мутлак кабира) является наделение какого-либо живого, мифического или неодушевленного субъекта божественными атрибутами и возвышение их до степени божества или полубожества, отличного от единого Бога. Об этом однозначно говорится в аяте Корана 4: 116. Все остальные грехи по степени тяжести меньше мутлак кабиры.

К большим грехам (кабаир) относятся:

1. Отрицание бытия Аллаха.

2. Придание ему какого-либо лжесубъекта для поклонения (ширк).

3. Непризнание какого-либо положения религии.

4. Убийство человека [кроме случаев особо оговоренных в исламском праве (Cм. Катль)].

5. Совершение прелюбодеяния [сюда относятся и гомосексуализм, и лесбиянство (См. Зина и Ливата)].

6. Совершение и изучение колдовства.

7. Заниматься ростовщичеством (См. Риба).

8. Покушение на имущество сирот.

9. Бегство с поля битвы.

10. Клевета в отношении женщины относительно совершения ею прелюбодеяния (См. Казф).

11. Непокорность своим родителям-мусульманам.

12. Посягательство на чью-то честь.

13. Лжесвидетельство.

14. Убийство своих детей в любых жизненных ситуациях (в том числе и аборты).

15. Ложная клятва.

16. Сомнения в уповании на милосердие Аллаха.

17. Несовершение намаза и несоблюдение поста.

18. Упорство в совершении какого-либо греха.

Совершение первых трех грехов, описанных выше ведет к неверию и выводит человека из Ислама. Все остальные же не выводят совершившего их из Ислама, однако за них определены меры наказания. В исламском праве по отношению к людям, совершившим большие грехи, определены различные меры наказания (См. Хадд и Тазир).

К малым же грехам (сагаир) относятся меньшие по степени тяжести грехи, которые не входят в указанную выше категорию кабаир. О степени тяжести больших и малых грехов говорится в аятах:

– «Если вы будете отклоняться от великих грехов, что запрещаются вам, Мы избавим вас от ваших злых деяний…» (4: 31);

– «…тем, которые сторонятся великих прегрешений и мерзостей, кроме мелких проступков: ведь Господь твой объемлющ прощением! Он лучше знал вас, когда Он извел вас из земли и когда вы были зародышами в утробах матерей» (53: 32).

Если малые грехи совершаются постоянно, то степень их греха становится равной степени тяжести тяжелых грехов (кабаир). Совершивший малый грех должен покаяться перед Аллахом.

Только пророки являлись безгрешными людьми. Они могли совершать лишь некоторые ошибки (залля), которые сразу исправлялись Аллахом. Помимо пророков в суннитском Исламе никто безгрешным не является. Причем в Исламе не существует понятия богоизбранного народа, которому будут прощены грехи только за принадлежность к определенной расе или национальности. В Коране говорится: «Они (иудеи) говорят: “Не коснется нас огонь, разве только на немного дней”. Скажи: “Разве вы взяли с Аллаха договор и Аллах никогда не изменит Своего договора? Или вы говорите на Аллаха то, чего не знаете?”» (2: 80). Также мусульмане не имеют права совершать греховные поступки по отношению к иноверцам.

Не существует в Исламе также понятия первородного греха, который несут все люди от рождения. Все люди рождаются чистыми и свободными от грехов. А накапливают они их только в процессе жизнедеятельности. Пророк Мухаммад в одном из хадисов говорил: «Все дети рождаются в Исламе и лишь потом их родители делают их христианами, иудеями и зороастрийцами» (Бухари, Джанаиз, 80).

В суннитском Исламе, если человек признает и выполняет все предписания религии, то в случае совершения греха, он не становится неверным, но является мусульманином-грешником. Однако в различных мусульманских сектах, по этому поводу были различные мнения. Хариджиты считали людей, совершивших большие грехи неверными. Мутазилиты отводили им положение между верой и неверием, а мурджииты считали их праведниками (так как, по их мнению, вера не имеет отношения к поступкам). В отличие от суннитов и других мусульманских фракций, шииты признают безгрешными и почитаемых ими имамов из рода Али (См. Шиизм), а также дочь пророка Мухаммада – Фатиму.