Маулид

Маулид – рождение, время рождения, место рождения. Название праздника посвященного рождению пророка Мухаммада, который отмечается ежегодно 12 Раби (I). Согласно наиболее распространенной версии пророк родился в этот день в год Слона (См. Асхаб аль-Филь). По солнечному календарю, датой его рождения, чаще всего, приблизительно называют 571 год. Местом его рождения был город Мекка.

Согласно некоторым преданиям, рождение пророка Мухаммада сопровождалось чудесами. Например, во дворце персидских шахов погас горевший там, на протяжении тысячелетия ритуальный огонь.

На седьмой день после рождения младенца, его дед Абд аль-Муталлиб организовал в честь него большой пир и назвал его именем Мухаммад. Этим именем до него никто не назывался.

Однако праздник маулид не отмечался самим пророком Мухаммадом, его сподвижниками и первыми поколениями мусульман. Его впервые стали справлять в Египте, в период правления шиитско-исмаилитской династии Фатимидов (297/909-567/1171). Первоначально праздник не был всенародным и праздновался только высшими государственными чинами во дворце фатимидских халифов. Фатимиды также справляли маулиды в честь рождения Али ибн Абу Талиба и его жены Фатимы.

В среде суннитов этот праздник стал праздноваться еще позднее, в 604/1207 году. Инициатором этих празднеств в суннитской среде стал зять великого аййубидского султана Салах ад-Дина, атабек Эрбиля Малик Музаффар ад-Дин Кекбюри. Праздники проводились на всенародном уровне. Музаффар ад-Дин Кекбюри приглашал на них известных суфиев, чтецов Корана и улемов.

Еще позднее маулиды стали проводиться в Мекке и Медине, а затем праздник стали справлять почти во всех регионах мусульманского мира. На государственном же уровне маулиды стали праздноваться, начиная с 996/1588 года в Османской империи, в период правления султана Мурада III. В те годы всенародные празднества проводились в стамбульских мечетях Айа Софья и Султан Ахмад.

По своей сути праздник маулид является нововведением в исламской религии, который не справлялся первыми поколениями мусульман. Поэтому проблема его законности вызвала споры в среде мусульманских улемов. Многие суннитские улемы решительно выступали против проведения этого праздника. На основании имеющихся фактов они доказывали, что этот праздник является нововведением (бид’а) и его проведение недопустимо, так как пророк Мухаммад запретил в своих хадисах нововведения в религии. Но другие считали это допустимым. Они говорили, что этот праздник является проявлением любви к пророку Мухаммаду. В доказательство они приводили следующий его хадис из сборника Бухари (Иман, 8): «Клянусь всемогущим Аллахом, вы не уверуете до тех пор, пока не полюбите меня больше, чем любите своих отцов, свое потомство и всех остальных людей». В связи с этим, по их мнению, проведение этого праздника позволительно, если мероприятия не будут противоречить общему духу Ислама.

Несмотря на неоднозначное отношение к маулиду со стороны многих улемов, простой народ воспринял этот праздник и регулярно справляет его в различных концах мусульманского мира. В этот день люди возносят молитвы за своих умерших полагая, что эти молитвы могут помочь им в прощении их грехов Аллахом. Затем организуются праздничные собрания, где специальные подготовленные люди рассказывают в поэтической и музыкальной формах подробности, связанные с рождением пророка Мухаммада.