Мухаммад

Мухаммад – последний посланник и пророк Аллаха, который был отправлен ко всему человечеству (Коран 3: 144; 48: 29). Через Мухаммада Аллах ниспослал народам мира религию Ислам в своем завершенном виде (См. Ислам), а также книгу – Коран, который является последним Божественным откровением. Мухаммад является последним посланником Божьим. После него посланников не будет до дня Страшного суда. Помимо Корана в среде мусульман почитаются также повествования о различных эпизодах жизни Мухаммада (См. Сунна, Хадис).

До прихода в мир пророка Мухаммада большинство народов исповедовало различные языческие культы. Лишь в регионе Средиземноморья и Ближнего Востока были распространены монотеистические религии – Иудаизм и Христианство. Однако и эти религии потеряли свою изначальную сущность, попали под влияние античного мировоззрения и распались на различные противоборствующие течения и секты. Одними из наиболее крупных держав того времени были Византийская империя и Персия.
Что же касается Аравийского полуострова, то арабские племена, проживающие там, на протяжении многих веков вели свой традиционный образ жизни и не подверглись культурному влиянию основных центров цивилизации, располагавшихся неподалеку от них. Подавляющее большинство арабов были язычниками и исповедовали свои племенные культы. Языческий период истории арабов принято называть джахилией (невежеством). В период джахилии среди арабов были распространены такие пагубные обычаи, как идолопоклонство, аморальность, кровная месть, убийство новорожденных девочек. В одной только Каабе, которая изначально была построена Ибрахимом и Исмаилом для поклонения единому Богу, позднее было размещено свыше трехсот идолов. Социальная несправедливость в обществе дошла до своей крайней черты. Ущемления прав женщин, издевательство богатых над бедными стали обычным явлением.

Но, в то же время, в народной памяти сохранились предания о пророке Ибрахиме и его сыне Исмаиле, от которого вели свое происхождение арабские племена. По этой причине некоторые прогрессивно мыслящие люди отказывались от язычества и исповедовали авраамический монотеизм. Их называли ханифами. В целом же некоторые традиционные элементы авраамического монотеизма сохранили почти все арабы, несмотря на то, что на протяжении многих веков они отошли от единобожия и стали язычниками.

Рождение пророка и его родословная

Согласно некоторым преданиям, пророк Мухаммад родился в городе Мекка (запад Аравийского полуострова) в понедельник утром, в девятый день месяца раби аль-авваль в год Слона (См. Асхаб аль-Филь), или в сороковом году от начала правления персидского императора (шаха) Ануширвана. Эта дата приблизительно соответствует 570 году от рождества пророка Исы.

Мусульманская традиция повествует о чудесах, которыми ознаменовалось рождение Божьего посланника. Так, во дворце персидских императоров обрушилось 14 террас, погас огонь, которому на протяжении веков поклонялись огнепоклонники. Разрушились также церкви вокруг озера Сава после его иссушения.

Происходил Мухаммад из влиятельного мекканского клана Хашим (См. Хашимиты), принадлежащего к племени Курайш. Его родословная восходила к пророку Ибрахиму и его сыну Исмаилу. Дальнейшая родословная Мухаммада: Аднан (сын Исмаила), Меад, Низар, Мудар, Ильяс, Мудрика, Хузайма, Кинана, Надр, Малик, Фихр, Галиб, Лувай, Ка’б, Мурра, Килаб, Кусай, Абд Манаф, Хашим, Абд аль-Муталлиб, Абдулла (отец пророка Мухаммада).

Отцом Мухаммада был Абдулла (См. Абдулла ибн Абд аль-Муталлиб). Он умер в Медине незадолго до рождения Мухаммада, либо же, спустя несколько месяцев после его рождения. Его матерью была Амина (См. Амина бинт Вахб). Именем Мухаммад (восхваляемый) же его назвал дед Абд аль-Муталлиб (См. Абд аль-Муталлиб).

Детство, молодость и зрелость пророка

Среди знатных мекканцев был распространен обычай передачи новорожденных детей кормилицам. В соответствии с этим обычаем Мухаммад был передан кормилице по имени Халима из племени Сад. В ее семье он жил на протяжении нескольких лет. После этого его Халима возвратила Мухаммада его матери Амине.

Когда Мухаммаду исполнилось шесть лет, они вместе с матерью выехали в Медину для того, чтобы посетить могилу его отца Абдуллы. На обратном пути в Мекку, Амина тяжело заболела и умерла в аль-Абве, которая находится между Меккой и Мединой. Тогда осиротевшего Мухаммада взял к себе его дед Абд аль-Муталлиб. Но и он скоро умер, и восьмилетнего мальчика приютил у себя его дядя Абу Талиб, который относился к нему как к своему родному сыну и сыграл большую роль в воспитании мальчика. В семье дяди, Мухаммад вел активную трудовую жизнь. В возрасте 12 лет он пас овец Абу Талиба. Затем участвовал в его торговых делах.

Однажды Абу Талиб взял Мухаммада с собой в Сирию, куда он выехал для торговли. Приехав в город Бусра, их караван остановился там. К ним подошел монах Бахира, который взял за руку Мухаммада и сказал о том, что у этого мальчика будет великое будущее, так как Аллах избрал его Своим посланником. После этого он порекомендовал увести Мухаммада обратно, чтобы ему никто не причинил вред. Тогда Абу Талиб отправил Мухаммада обратно в Мекку в сопровождении своих слуг.
В возрасте 15 лет Мухаммад принял участие в междоусобной войне курайшитов и их союзников кинанитов против племени кайс айлян. Он подавал стрелы братьям своего отца. Эта война получила название аль-Фиджар («война беззакония» или «кощунственная война»), так как военные действия велись и во время почитаемых арабами «запретных месяцев» (См. Ашхур аль-хурум). Спустя четыре года курайшиты добились победы в этой войне.

После завершения войны, Мухаммад присутствовал и принял участие при заключении договора, который получил название «Союз чести» (См. Хильф аль-Фудул).
Спустя еще несколько лет Мухаммад стал принимать участие в торговых сделках. Для этих целей его наняла богатая и влиятельная женщина Хадиджа (См. Хадиджа бинт Хувайлид). Она нанимала людей для того, чтобы они вели ее дела. Когда Хадижа узнала о высоких нравственных качествах Мухаммада, его честности и добропорядочности, она предложила ему доставить ее товары в Сирию. Он согласился, и выехал туда в составе большого каравана с рабом Хадиджи Майсаром.
Спустя 3 месяца, Мухаммад успешно завершил свою миссию и сумел принести Хадидже невиданную до того прибыль. Благодаря нему, она значительно приумножила свое состояние. Майсар же рассказал ей о добродетельных качествах Мухаммада, его правдивости, честности. Все эти обстоятельства побудили Хадиджу обратиться через посредников к Мухаммаду с предложением жениться на ней. Когда подруга Хадиджи по имени Нафиса бинт Муния принесла Мухаммаду это известие, он принял это предложение и дал свое согласие на этот брак. Этот брак оказался счастливым. В момент женитьбы на Хадидже Мухаммаду было приблизительно 25, а ей 40 лет.
При жизни Хадиджи Мухаммад не брал себе других жен и прожил с ней счастливую жизнь вплоть до ее смерти. Лишь после ее смерти, когда Мухаммад стал не только проповедником новой религии, но и крупным государственным деятелем, он женился на других женщинах (См. Аиша бинт Абу Бакр, Зайнаб бинт Хузайма, Умм Салама бинт Абу Умаййа, Умм Хабиба бинт Абу Суфьян, Маймуна бинт Харис, Сауда бинт Зама, Хафса бинт Омар, Зайнаб бинт Джахш, Джувейрия бинт Харис, Сафия бинт Хуйайй, а также Мариам (2) и Райхана). Основная причина этих браков состоит в том, что для консолидации разрозненных арабских племен и установления единого мусульманского государства необходимо было предпринимать различные шаги. В том числе, это достигалось посредством браков, значение которых в древних обществах было велико.

От брака с Хадиджей у Мухаммада родились сыновья – Касим и Абдулла, которые умерли в младенчестве; и дочери (См: Фатима бинт Мухаммад, Умм Кульсум бинт Мухаммад, Зайнаб бинт Мухаммад, Рукаййа бинт Мухаммад). От других жен Мухаммада у него детей не было. Только наложница Мариам родила в конце его жизни сына Ибрахима, который также умер в младенчестве. Из всех дочерей Мухаммада только Фатима на 6 месяцев пережила его, а остальные умерли при его жизни.
Когда Мухаммаду исполнилось 35 лет, курайшиты начали работу по перестройке мекканского храма Кааба, которая к тому времени обветшало и покрылось трещинами. Здание было снесено и выстроено заново на том же основании, которое было заложено пророком Ибрахимом. Представители всех мекканских кланов принимали участие в работах. Когда же строительство завершилось, курайшиты не сумели договориться о том, кто именно установит “Черный камень” (См. Хаджар аль-Асвад) на прежнее место. Споры чуть было не привели к кровопролитию. Тогда один из почтенных курайшитов Абу Умаййа предложил рассудить этот спор тому человеку, который первый войдет в ворота храма. Все согласились с этим предложением. Этим человеком оказался Мухаммад, который рассудил их следующим образом: он попросил дать ему накидку и положил камень на ее середину, а потом предложил вождям мекканских родов взяться за ее края и поднять камень, когда же они донесли его туда, где он находился прежде, он собственноручно установил его на место.

Что же касается личных качеств и образа жизни Мухаммада до начала его пророческой миссии, то он отличался своей правдивостью, здравомыслием, рассудительностью, неординарными умственными способностями. Он также испытывал отвращение к различным суевериям, укоренившимся в среде арабов-язычников, не принимал участие ни в каких церемониях посвященных языческим богам, никогда не клялся их именем, не ел идоложертвенной пищи.

После начала пророческой миссии Мухаммада, дальнейшую его жизнь условно разделяют на мекканский и мединский периоды.

Начало пророческой миссии и мекканский период жизни пророка

В последующие годы Мухаммад постепенно стал переосмысливать свое отношение к окружающей его реальности. Чувство протеста против языческого образа жизни его соплеменников стало углубляться, и он стал ощущать потребность к аскетизму. Его все чаще посещали различные видения во сне. В месяце Рамадан Мухаммад уединялся в пещере на горе Хира, которая находится на расстоянии приблизительно 2 миль от Мекки, где, оторвавшись от мирской суеты, предавался размышлениям об окружающем мире. Он стал все чаще задумываться о причинах его возникновения. Там он стал все больше осознавать величие Творца и совершал Ему акты поклонения. Этот образ жизни он вел на протяжении трех лет.

В месяце Рамадан 610 года от рождества пророка Исы, Мухаммад, которому было 40 лет, снова отправился в пещеру на горе Хира и в очередной раз предавался там размышлениям и служению. В хадисе, переданном Аишей, говорится, что на этот раз к нему явился ангел Джибрил, которого отправил к Мухаммаду Аллах. Он сказал ему: «”Читай!”. Мухаммад ответил: “Я не умею читать”. Тогда ангел сжал его, а затем отпустив снова сказал: “Читай!”. Но он снова ответил: “Я не умею читать”. Тогда ангел сжал его во второй раз. Отпустив, он опять сказал: “Читай!”. Пророк опять ответил, что не умеет читать. Тогда Джибрил сжал его в третий раз и сказал: “Читай во имя Господа твоего, который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой – Щедрейший…!» (Коран, 96: 1-3). Это было первым откровением, ниспосланным Аллаху. Пророк Мухаммад запомнил эти слова и повторил их. Затем он в страхе вернулся к своей жене Хадидже, которая успокоила и поддержала его. После этого они вместе отправились к ее двоюродному брату Вараке ибн Ноуфалю, который к тому времени отказался от язычества и принял Христианство. Варака внимательно выслушал историю Мухаммада и сказал ему: “Это – тот же ангел, которого Аллах отправил к Мусе”.

После этих событий, ниспослание откровений на некоторое время было приостановлено. Это было необходимо для духовного и эмоционального успокоения Мухаммада, который с этого времени стал посланником Аллаха. Все это время он переживал из-за этого. Но затем ниспослание откровений продолжилось. В сборнике хадисов Бухари приводится хадис, переданный Джабиром ибн Абдуллой, в котором пророк Мухаммад рассказывал об этом следующим образом: «И когда я шел (по дороге), я вдруг услышал голос с неба, и оказалось, что это тот самый ангел, который явился ко мне на (гору) Хира. Он восседал на троне, после чего я пришел домой и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» – и они укутали меня, а потом Аллах Всевышний ниспослал (аяты): «О, завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай…» (Коран, 74: 1-5). После этого он получал откровения от Бога на протяжении всей своей оставшейся жизни. Все его поступки и действия были боговдохновенными. Но, в то же время, он был обыкновенным человеком.

Откровения ниспосылались различным путем. Это могли быть и различные видения; и появление ангела когда пророк слышал нечто вроде колокольного звона; и внушение откровения ангелом, когда пророк его непосредственно не видел; и пришествие ангела непосредственно к пророку, как в образе человека, так и его появление в своем настоящем виде. Откровения могли быть переданы пророку непосредственно самим Аллахом без посредника (ангела), как это имело место во время ночного вознесения пророка (См. Мирадж).

Первое время пророк Мухаммад не вел открытых проповедей новой религии и предлагал принять Ислам (См. Ислам) только его родным и близким. Первой мусульманкой стала его жена Хадиджа, затем его вольноотпущенник Зейд ибн Хариса. После этого Ислам приняли сын дяди Мухаммада Али ибн Абу Талиб, а также его (Мухаммада) ближайший друг Абу Бакр. В числе первых мусульман были также Осман ибн Аффан, Зубайр ибн Аввам, Абд ар-Рахман ибн Ауф, Саад ибн Абу Ваккас и Тальха ибн Убайдулла. Благодаря тайным проповедям Мухаммада и усилиям первых мусульман Ислам стал постепенно распространяться среди части населения Мекки. В тот период эту религию приняли такие люди, как Билал ибн Рабах, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Абу Салама ибн Абд аль-Асад, Аркам ибн Абу аль-Аркам и многие другие.
Период тайного призыва в Ислам продолжался около трех лет. После этого начался период открытого обращения пророка Мухаммада и его первых последователей к своим согражданам с предложением принять Ислам. Этому событию положили начало ниспосланные Аллахом следующие аяты Корана:

– «Увещевай своих ближайших родственников и простри крылья своего [благоволения] над теми из верующих, кто следует за тобой. Если же они ослушаются тебя, то скажи: “Я непричастен к тому, что вы вершите”» (Коран, 26: 214-216);

– «Провозгласи то, что велено тебе, и отвернись от многобожников» (Коран, 15: 94).

Повиновавшись этим Божественным повелениям, пророк Мухаммад собрал у себя дома своих родственников-хашимитов на трапезу. Среди приглашенных были Абу Талиб, Аббас, Хамза, Абу Лахаб. Пророк сказал им о том, что он является посланником Аллаха и получает от Него откровения (вахй). После этого он предложил им принять Ислам и уверовать в единство Бога и его пророческую миссию. Однако его дядя Абу Лахаб, выступив против него, расстроил мероприятие и после этого превратился в его злейшего врага. Однако другой дядя Мухаммада – Абу Талиб обязался защищать его, однако порывать с традиционными арабскими верованиями также не стал.
Несмотря на то, что миссию Мухаммада не признали его родственники, он попытался обратиться ко всем жителям Мекки. Для этого он взошел на холм Сафа и произнес перед горожанами речь, в которой он призвал их уверовать в Бога, признать его пророческую миссию и предупредил их о неминуемом наказании за неверие. Однако и здесь против Мухаммада выступил Абу Лахаб, в результате чего добиться поставленной цели ему опять не удалось.

Помимо Абу Лахаба и его жены Умм Джамиль, против пророка выступили такие влиятельные мекканцы, как Абу Джахль, Валид ибн Мугира, Абу Суфьян, Умаййа ибн Халаф, Ас ибн Ваил. Одной из главных причин этого является традиционное противостояние клана Хашим, к которому относился Мухаммад с кланом Омейя, к которому принадлежали многие его противники.

После начала открытой проповеди исламской религии, пророк Мухаммад призывал народ отказаться от традиционных арабских богов, активно выступал против суеверий, критиковал языческие порядки в обществе. Небольшая мусульманская община Мекки стала носительницей прогрессивных идей, вдохновленных Богом посредством посланника. Это обстоятельство вызвало недовольство консервативной части мекканского общества, позиции которых были в городе очень сильны. Спустя некоторое время делегация знатных курайшитов прибыла к Абу Талибу и потребовала от него либо воздействовать на его племянника, чтобы он прекратил распространять идеи Ислама в городе, не оскорблял традиционных богов, не называл мекканцев и их предков заблудшими людьми; либо же перестал покровительствовать Мухаммаду. Абу Талиб очень сдержанно поговорил с ними и проводил их. Увидев, что никакого результата их визит не принес, курайшиты снова отправились с аналогичными требованиями к Абу Талибу и стали угрожать ему. Тогда Абу Талиб рассказал об этом Мухаммаду и спросил его мнение. Но, пророк Мухаммад еще раз заявил о том, что он будет с еще большей решимостью продолжать начатое дело и никогда не отступит от своих идеалов, так как они внушены ему самим Аллахом. Выслушав его Абу Талиб, который очень любил его, еще раз сказал, что несмотря ни на какие угрозы, он до самой своей смерти будет защищать его.

Убедившись в том, что никакие уговоры и угрозы не могут заставить Мухаммада и первых мусульман отказаться от своих убеждений, они начали подвергать их оскорблениям и насмешкам. Враги пророка распространяли в его адрес клевету, намеренно искажали содержание ниспосланных ему от Аллаха откровений (См. Наджм). Затем, в четвертом году после начала пророческой миссии Мухаммада, начались преследования, пытки и даже убийства мусульман (например, см. Аммар ибн Йасир, Билал аль-Хабаши, Хаббаб ибн Арат). Благодаря непоколебимой вере в Аллаха, Мухаммад и его последователи стойко переносили все эти жизненные испытания. В условиях непрекращающихся гонений и репрессий мусульмане часто бывали вынуждены скрывать свою веру, избегать собраний. В этих условиях единственным местом, где они могли тайно встречаться с пророком и совершать коллективные молитвы был дом Аркама (См. Аркам ибн Абу аль-Аркам), куда переехал пророк Мухаммад. В этот период, дом Аркама играл функции своеобразного штаба и координационного центра для мусульман.

Преследования мусульман со стороны курайшитов приняли такой ожесточенный характер, что в пятом году после начала пророческой миссии, Мухаммад принял решение переселись в Эфиопию небольшую часть мусульман, чтобы спасти их от репрессий. Годом позже туда отправилась более многочисленная группа людей. Большинство из них вернулись обратно (в Медину) только после хиджры [Подробнее о переселении мусульман в Эфиопию см.