Нурси Саид (1293/1876-1379/1960)- известный турецкий просветитель, мыслитель, философ и политический деятель. Родился в селении Нурс возле Битлиса. С раннего детства он отличался хорошей памятью и стремлением к знаниям. Начальное образование получил в медресе, где учился на протяжении 3 месяцев. В целом же, он не учился в официальных школах, а получал свои знания в результате общения с различными шейхами. Самым известным его учителем был шейх Махмуд Джалали. Затем он занялся самообразованием и прочитал значительное количество книг по различным аспектам исламского права и мировоззрения. Многие из этих книг он знал наизусть.
Кроме этого, Саид Нурси был знатоком математики, истории, философии и других наук. Много времени он уделял чтению политических статей в газетах и журналах того времени.
В 1325/1907 году Саид Нурси приехал в Стамбул для деятельности в столице Османской империи. В частности, он планировал основать там университет. Он поселился в гостинице, где принимал различных людей и отвечал на их вопросы по различным проблемам, вел беседы на религиозно-философские и политические темы. По этой причине его назвали «Бадиуззаман» (необыкновенный человек нашего времени). В Стамбуле Саид публиковал свои статьи в периодике и участвовал в политических процессах. Затем он уехал из столицы.
К началу первой мировой войны Саид Нурси находился в Ване, где преподавал своим студентам. Там он помогал в отправке на фронт добровольцев. Сам Саид также участвовал в сражениях и был ранен, а затем попал в плен к русским при обороне Битлиса. Затем он провел три года в плену в России, а после освобождения приехал в Стамбул.
После поражения Османской империи в первой мировой войне Стамбул был оккупирован английскими войсками. В этих условиях Саид Нурси сопротивлялся оккупантам всеми доступными ему средствами и выпустил свою брошюру «Хутуват-и Ситта», в которой разоблачал их планы. Затем он выразил свой протест против фетвы турецкого шейх уль-ислама, который под давлением англичан назвал начавшееся в Анатолии освободительное движение турецкого народа за свою независимость как «бунтарское». В ответ он издал свою собственную фетву о полном соответствии шариату сопротивления захватчикам. Эти действия Саида Нурси были высоко оценены Великим Национальным Собранием Турции (ВНСТ) и он был приглашен в Анкару лично самим Мустафой Кемалем.
Приехав в Анкару в 1340/1922 году, Саид Нурси не нашел взаимопонимания с властями новой Турции. Он выразил им свое недовольство их негативным отношением к исламской религии и стремлением к тотальной секуляризации турецкого общества. В ответ на это, он написал свою декларацию из 10 пунктов, в которой призывал к сохранению в жизни турецкого общества принципов Шариата, и представил ее в ВНСТ. На эту тему он имел беседы и с Мустафой Кемалем. Саиду Нурси были предложены различные государственные посты в новом правительстве и парламенте Турции, однако он от них отказался и уехал в Ван. Там, власти, без каких-либо оснований, обвинили его в раскольнической деятельности и выслали в область Барла в Испарте. Именно здесь Саид Нурси начал «духовный джихад», который был выражен в просветительской деятельности. Он написал большое количество книг по различным мировоззренческим и правовым аспектам исламской религии, а также философии. В условиях духовного и политического кризиса турецкого общества его труды стали очень популярны и читаемы в обществе. Труды Саида Нурси заполнили ту духовную пустоту и чувство безнадежности, которые царили в турецком обществе в условиях политических и экономических катаклизмов. Он поднял свой голос в тот момент, когда официальные власти приступили к всеобщей, часто насильственной секуляризации страны. Общий тираж его книг составил более чем 600 000 экземпляров.
Деятельность Саида Нурси пришлась не по душе светским властям Турции и против него было возбуждено несколько судебных процессов в Акшехире (1354/1935), Афьйоне (1362/1943) и Стамбуле (1371/1952). Не ограничившись этим, государственные чиновники подвергали его гонениям в Кастамону, Амирдаге, Испарте.
Однако, несмотря на эти гонения Саид Нурси продолжал свою просветительскую деятельность и сумел завершить свой самый крупный труд «Рисале-и Нур». Эта работа представляет собой его комментарии к кораническим аятам, изложенные с позиции как классического исламского наследия, так и с позиций современности.
Саид Нурси скончался в Урфе в 1379/1960 году. После его смерти его последователи продолжили дело своего учителя и образовали движение под названием «Нурчулуг», которое в настоящее время помимо Турции действует в некоторых других странах мира. Воззрения этого движения в основном основаны на наследии Саида Нурси, изложенные в его труде «Рисале-и Нур».