Саййид

Саййид – вождь, глава. Во многих хадисах это слово упоминается в значении вождя племени, руководителя общины, господина рабов. Сам пророк Мухаммад носил титулы Саййид ас-Сакалайн (господин двух миров), Саййид аль-Анбийа (глава всех пророков). В одном из хадисов приводятся слова пророка Мухаммада, который сказал: «Я саййид всех сынов Адама» (Абу Давуд, Сунна, 13; Ибн Маджа, Зухд, 37). В другом хадисе он сказал: «Я являюсь саййидом всех людей в день воскресения (кыямы)» (Бухари, Анбийа, 3; Муслим, Иман, 367, 369). В хадисах саййидами также называются Хамза, Али, Джафар, Хасан, Хусайн (Ибн Маджа, Фитан, 34), дочь пророка Фатима (Бухари, Фадаиль аль-Асхаб, 29; Манакиб, 25), Абу Бакр, Омар (Ибн Маджа, Мукаддима, 11).

Саййидами называли также потомков пророка Мухаммада от его внуков Хасана и Хусайна. Позднее, потомков Хасана стали называть шарифами. Титул саййидов же закрепился только за потомками Хусайна. В одном из хадисов пророк, указав на Хасана, сказал: «Этот мой сын является саййидом. Его посредством Аллах примирит две мусульманские группы» (Бухари, Сулх, 9; Фадаиль аль-Асхаб, 22; Тирмизи, Манакиб, 31). Мусульмане с большой любовью и почтением относились к потомкам Хасана и Хусайна. В то же время, они часто подвергались гонениям и жестокому обращению со стороны некоторых халифов, в особенности в период правления династии Омейядов. После прихода к власти Аббасидских халифов положение саййидов значительно улучшилось. Однако, тем не менее, преследования некоторых политически неблагонадежных потомков пророка Мухаммада частично продолжались и в период их правления. Позднее, в халифате Фатимидов, Османской империи и других мусульманских государствах были даже созданы специальные государственные органы, которые занимались делами потомков пророка Мухаммада (См. Накиб).