Шазилиты – последователи одного из основных суфийских тарикатов. Основателем ордена является Абу аль-Хасан Али ибн Абдулла аш-Шазили (593/1196-657/1258). Он был родом из тунисского селения Шазила в Северной Африке. На протяжении своей жизни он часто путешествовал, обучался различным наукам. Духовной практике суфизма он обучался у известных шейхов Абу аль-Фатха аль-Васити и Абд ас-Салама ибн Машиша. Аш-Шазили умер в селении Хумайсра по пути в хадж. Там же он был похоронен.
Шейх Абу аль-Хасан аш-Шазили призывал своих учеников к ежеминутному поминанию Аллаха посредством тихого зикра-хафи. В то же время он не приветствовал практику затворничества (хальва) и коллективных собраний суфиев (сама), на которых читались громкие зикры-джахри, под звуки которых собравшиеся впадали в религиозный транс (ваджд). Он считал, что идеи и дух тариката, его последователи должны проявлять в своей личной и повседневной жизни. Последователи ордена шазилитов пользуются всеми дозволенными шариатом благами земного мира и не одобряют суровый аскетизм, уход от мира. Они считают, что поминание Аллаха и занятия духовной практикой не должны причинять ущерб повседневным обязанностям человека и его семье. Все это можно проводить и в свободное от работы и других занятий время.
Любое дело и любая работа должна также выполняться с ощущением служения Аллаху и стремления заслужить Его милость. Шазилиты также не носят специальных одеяний, чтобы выделить себя из массы народа.
Основы шазилитского учения состояли в следующих положениях:
1. Необходимости бояться Аллаха;
2. Полная приверженность Сунне в поступках и словах;
3. Упование только на Аллаха (а не на людей), как в счастье и довольстве, так и в случае несчастий, бед и трудностей;
4. Полное подчинение воле Аллаха;
5. Обращение за помощью только к Аллаху.
В своем духовном пути к Аллаху, шазилиты предпочитают «трезвое» служение (сахв) и воздерживаются от состояний опьянения (сукр). В этом они являются последователями пути Джунайда аль-Багдади. Руководство орденом не передается по наследству, а является выборным.
После смерти Абу аль-Хасана орден шазилитов возглавил Аббас аль-Мурси, а затем Тадж ад-Дин ибн Атаулла аль-Искендерани, благодаря трудам которого шазилизм стал популярен в Магрибе. Шазилитом был также известный мусульманский историк и философ Ибн Халдун.
В шазилизме существуют различные ветви аруситов, вафаитов, заррукитов, джазулитов, хабибитов и т.д. Несмотря на свои умеренные принципы, некоторые ветви шазилитов (например, исавиты) в своей духовной практике применяли методы религиозных экстазов. В ряде регионов Африки их учение сильно смешалось с местными традиционными воззрениями населения. По этой причине они постоянно подвергались нападкам ортодоксов.
Шазилиты сыграли большую роль в деле исламизации многих народов Африки. Они также активно противодействовали колонизаторской политике европейских стран. Шазилизм распространен в основном в Египте, в странах Северной и Центральной Африки. В последнее время идеи шазилизма распространяются и в Европе.