Таганни

Таганни – петь песни, распевать мелодии. Часть приверженцев ханафитского и ханбалитского мазхаба считают запрещенной (харам) любую мелодию, в том числе и без музыкальных инструментов, потому что пророк сказал: “Песни помещают в душах лицемерие” (Ибн Масуд “Аль-Мугни” 9, 75).

Другая часть приверженцев ханафитского, ханбалитского мазхабов, а также маликиты считают, что пение без использования музыкальных инструментов допустимо (мубах). В шафиитском мазхабе является весьма нежелательным (макрух) слушание музыки без музыкальных инструментов, хотя и не считается полностью запретным (харам). Основание этому – хадис переданный Аишой (р.а.): “Как-то со мной были две певицы-служанки. Это увидел Абу Бакр и возмутился: “Вы играете на дьявольском бубне в доме самого Посланника Аллаха?!!”. В это время подошел сам Посланник Аллаха и сказал: “Пусть развлекаются. Сегодня праздник”.

Что же касается музыкальных инструментов, то согласно самым распространенным положениям всех 4 мазхабов (ханафи, малики шафии, ханбали), использование струнных (например: лютня, мандолина и др.), духовых (например, флейта), ударных (например, бубен) инструментов полностью запрещены (харам). Свидетельство человека, который является любителем музыки под их аккомпанемент, отвергается. Дело в том, что Посланник Аллаха сказал: “В умме (мусульманской общине) будут такие люди, которые разрешат (сделают халал) вино, свинину, шелк и музыкальные инструменты”. Этот хадис приводится у Бухари. А у Ибн Маджи (Найлю’ль-Автар 8, 96) приводится и такой хадис: “В моей умме (общине) будут те, которые будут пить вино, давая ему другое название. При этом будет звучать музыка, и им будут петь певицы. Аллах поместит их вглубь земли и сделает из них свиней и обезьян”. Кроме этого, в доказательство запретности музыкальных инструментов приводят следующий аят из Корана: “Среди людей есть и тот, кто покупает забавную историю, чтобы сбить с пути Аллаха без всякого знания, и обращает это в забаву. Они – те, для которых унизительное наказание” (31: 6). Комментируя этот аят, Ибн Аббас сказал: “Это занимательные и развлекательные вещи”. В качестве довода разума приводится следующий аргумент: звучание этих инструментов дает наслаждение и веселье и отвлекает от поминания Аллаха (зикр) и молитвы (намаза), может привести к растрате имущества. С этой точки зрения музыкальные инструменты запретны также, как вино.

Шафииты и ханбалиты считают нежелательным (макрух) постукивание в ритм музыки палочки, даже если она не приводит к эффекту музыкального инструмента. Дело в том, что это действие связано с музыкой и по этой причине шариатское заключение по самой музыке, касается и ритмичного постукивания палочкой.

Однако Малик ибн Анас, захириты и некоторые группы суфиев считали допустимым (мубах) слушание песен под аккомпанемент лютни и тростника. Такого же мнения придерживались некоторые сподвижники пророка (например, Ибн Омар, Абдулла ибн Джафар, Абдулла ибн Зубайр, Муавия, Амр ибн аль-Ас), а также некоторые табиуны (это поколение, следующее за поколением сподвижников), например, Саид ибн аль-Мусаййаб.

Танцы с прогибаниями, приседаниями, резкими движениями являются полностью запретными (харам), а тот, кто считает их разрешенными является фасиком (нечестивцем).

Разрешенными (мубах) являются некоторые танцы на спортивных состязаниях. Это состязания, при которых верхом на лошади или на других вьючные животных демонстрируется владение оружием.

Допускаются (мубах) также некоторые виды музыки (теф) на свадьбах и обрезании. Обоснованием этому является хадис, переданный Аишой о том, что пророк сказал: “Объявляйте о заключении брака и исполняйте при этом теф ” Этот хадис приводится у Ибн Маджа (Найлю’ль-Автар 6, 187). Но, в то же время, эти разрешенные мелодии не должны приводить к распутным действиям, распитию алкоголя и другим порокам.

Согласно Ар-Райхани, который ссылался на Аль-Каффала, Малик ибн Анас считал допустимыми (мубах) как музыкальные инструменты, так и пение. Захириты считали также. Среди мединских ученых также существует мнение о допустимости лютни (аль-уда) [Найлю’ль-Автар 8, 100-105]. Некоторые шафиитские ученые считали точно также. По их мнению, хадисы, запрещающие все это, были недостоверными. Аль-Факихани говорил: “Мне не известно ничего из книги Аллаха или из достоверных (сахих) хадисов, что бы запрещало (харам) веселье. Все высказанное об этом – это мнение, основанное на слабых (заиф) доказательствах” (Найлю’ль-Автар 8, 104).

Здесь еще необходимо отметить, что ни у кого нет сомнений, относительно допустимости исполнения военных маршей на войне, с условием того, что присутствующие при этом женщины должны быть покрыты. Также никто не сомневается в запретности (харам) песен, которые восхваляют распутство. Такого рода мелодии считают запретными и те, кто считает песни допустимыми. (Zuhayli V. Islam F?kh? Ansiklopedisi, c. 4. Istanbul: 1994. s. 376-378).