Такфир

Такфир – обвинение в неверии (куфре). По вопросу о внешних признаках перехода человека из веры в неверие, в различных мусульманских школах имелись различные, порой даже противоречащие друг другу, мнения. Первыми эту проблему подняли хариджиты в период правления праведного халифа Али ибн Абу Талиба. Во время битвы при Сиффине с армией наместника Сирии Муавии, Али, вместе со многими своими сторонниками, принял предложение противоборствующей стороны о решении конфликта с помощью третейских судей. Однако ни к каким положительным результатам этот суд не привел. Тогда часть сторонников Али объявили, что идея третейского суда была незаконной и противоречила принципам исламской религии, так как, по их мнению, судить может только Аллах. Они объявили о своем раскаянии по поводу своего согласия на проведение этого суда и потребовали того же самого от халифа Али. Однако Али ответил им, что ничего противоречащего религии в этом решении не было, так как право на суд действительно принадлежит Аллаху, однако суд должен осуществляться посредством судей из людей, на основании Божественных законов.

После этого значительная часть бывших сторонников Али объявила его и верных ему людей неверными. Они покинули Али и основали секту хариджитов (См. Хариджиты). После этого многие мусульманские школы пытались изложить свои взгляды на проблему неверия и выхода человека из Ислама:

1. Хариджиты считали, что люди, которые совершили большие грехи (См. Кабира) и не раскаялись, вечно будут гореть в огне ада. Однако по поводу того, являются ли эти люди мусульманами или многобожниками (мушриками) их мнения разделились. Одни секты считали таких мусульман неверующими и многобожниками (См. Азракиты). Другие считали, что согрешившие люди остаются мусульманами, но они не являются праведниками (См. Ибадиты). Третьи считали, что те, кто совершает грехи и упорствует в этом, являются неверными. Если же совершивший грех человек не упорствовал в своем грехе, тот неверным не является (См. Надждиты). Хариджиты обосновывали свои взгляды тем, что если всего лишь за один большой грех Аллах проклял Иблиса (дьявола), объявил его неверным и определил ему место в аду (Коран, 2: 34), то, тем более, точно также нужно относиться и к людям, которые многократно совершают грехи. (Подробнее см. Хариджиты)

2. Мутазилиты считали, что мусульманин, совершивший большие грехи, не является неверным, но и не является праведником. Он является нечестивцем (См. Фасик) и занимает промежуточное положение между верой и неверием (аль-манзиляту байн аль-манзилятайн). В доказательство они представляли коранический аят: «Неужели тот, кто верует, подобен тому, кто распутен? – не равны они» (32: 18). Если нечестивец не раскается до смерти, то он навечно будет гореть в огне ада: «Тот, кто приобрел зло и кого окружил его грех, то они – обитатели огня, они в нем вечно пребывают» (2: 81). (Подробнее см. Мутазилиты).

3. Мурджииты считали, что никакие греховные или праведные действия не имеют отношения к вере. По их мнению, вера состоит в принятии основополагающих принципов Ислама, а неверие в их отрицании.

Отношение к такфиру в суннитском Исламе

Согласно суннитскому Исламу, совершение греховных поступков человеком необязательно вызвано его стремлением уйти в неверие. Это может быть вызвано удовлетворением своих сиюминутных страстей. Поэтому в суннитском Исламе совершение грехов не считается отступлением от веры или уходом в неверие. Этим самым отрицаются догматы хариджитов. Однако если грешник сознательно и осознанно отвергает какое-либо ясное повеление Аллаха, относительно недопустимости греховности его поступка, то в этом случае он становится неверным (кяфиром).

Суннитский Ислам отвергает доктрины мутазилитов. Приведенные выше доводы из Корана, которыми они защищали свои убеждения, согласно суннитским улемам относятся к изначально неверующим людям (кяфирам), а не к мусульманам, которые совершили грехи.

Суннитский Ислам также отвергает мурджиитские доктрины о том, что поступки людей не имеют отношения к их вере. Поступки людей связаны с их верой, так как она не является лишь теорией, а применяется на практике в повседневной жизни. Однако вера в различные периоды жизни человека может убавляться и прибавляться. В случаях, когда она несколько убавляется, можно говорить о том, что эта вера несовершенна. Но нельзя говорить о том, что человек с несколько несовершенной верой впал в неверие, даже если совершил грех, хотя за его совершение он несет ответственность. Эта позиция основывается на аятах Корана. Например, несмотря на то, что убийство является большим грехом, тем не менее, его совершение не выводит человека из Ислама, так как в Коране убийца называется братом (в религии) родственников убитого им человека. Они могут требовать его казни, но могут и помиловать: «Предписано вам возмездие за убитых… А кому будет прощено что-нибудь его братом, то – следование по обычаю и возмещение ему во благе» (2: 178). Также в аяте – «И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их» (49: 9) – оба враждующих друг с другом отряда мусульман названы верующими.

Согласно иджме мусульманских улемов, если грешник ушел из жизни не раскаявшись за свои грехи, то его состояние будет зависеть от Аллаха. Он может простить его, но может и подвергнуть наказанию. Однако, в конечном итоге, если человек умер мусульманином, он не будет вечно пребывать в огне ада, даже если Аллах накажет его там на некоторое время, известное только Ему.

Над умершим грешным мусульманином необходимо совершить все предусмотренные Исламом погребальные обряды и похоронить его на мусульманском кладбище. Над покойным совершается намаз-джаназа и возводится мольба Аллаху о прощении его грехов.
Говорить о неверии того или иного человека в суннитском Исламе можно только в нижеследующих случаях:
1. Если имеет место отрицание бытия Аллаха, его единства в сотворении мироздания и его единства в качестве единственного объекта для поклонения и служения;
2. Признание наличия помимо Аллаха других божеств или объектов для служения и поклонения;
3. Признание воплощения Аллаха в чем-то или в ком-то из материального мира;
4. Понимание имен Аллаха (См. Асма аль-Хусна) в противоположных их явному смыслу смыслах. Введение некоторыми мусульманскими мыслителями аллегорического понимания имен Аллаха, как это делали мутазилиты, хотя и сурово порицается суннитским Исламом и считается серьезным грехом, но, тем не менее, не выводит этих людей из веры;
5. Отрицание исламской доктрины о пророчестве;
6. Отрицание хотя бы одного из пророков – посланников Аллаха, имена которых упомянуты в Коране.
7. Обожествление пророков;
8. Оскорбление пророков;
9. Убежденность в том, что кто-то из святых людей (авлия) может быть выше пророков.

10. Отрицание Корана или какой-нибудь из его частей. Несмотря на то, что ортодоксальный Ислам не признал и сурово осудил мутазилитский догмат о сотворенности Корана, тем не менее, это не является основанием для того, чтобы обвинить их в неверии;

11. Введение к смыслам или букве Корана того, чего в нем нет;

12. Неверие в истинность какой-либо истории из Корана;

13. Убежденность в том, что какой-либо закон является более совершенным, чем Божественный, либо утверждение того, что исламский закон является устаревшим. Однако если какой-либо человек считает Божественный закон идеальным и самым совершенным, но на практике по каким-то причинам не применяет его положений, и при этом знает и принимает, что за это он будет наказан в следующей жизни, то такой человек неверным не является.

При наличии хоть одного из этих условий можно говорить о неверии какого-то человека. Однако нельзя забывать о том, что даже при наличии этих условий нельзя спешить с обвинениями в неверии, до тех пор, пока они не будут проявлены со всей очевидностью. Дело в том, что не исключается внешнее, только кажущееся проявление этих условий.