Таухид

Таухид – единобожие, т.е. признание того, что Аллах является единственным Творцом – Господом всего сущего, обладающим прекрасными именами и совершенными качествами.

Таухид является основой исламской религии, его главной составляющей. Аяты Корана, ниспосланные Аллахом в мекканский период жизни пророка Мухаммада, наиболее полно и ясно раскрывают сущность доктрины единобожия. В дальнейшем принципы этой доктрины были подробно изучены и систематизированы мусульманскими учеными.

Основным принципом доктрины исламского единобожия является утверждение того, что существует только один Бог – Творец всего сущего бытия. Все процессы во вселенной и мироздании творятся только Им, посредством Его Слова, исполнителями которого являются безвольные ангелы. Творец вечен и Ему нет конца. Кроме единого Творца других богов нет. Все нуждается в Нем, а Он не нуждается ни в чем, и ни в ком. Исламская доктрина единобожия отвергает христианские представления об ипостасях Бога, выраженные в троице Отца, Сына и Святого Духа. Также отвергаются утверждения о том, что якобы у Бога могут быть сыновья или дочери, как это делают христиане, считая пророка Иисуса сыном Божьим. Отвергаются и утверждения иудеев о том, что Творец благоволит только одному избранному народу. Одна из коранических сур, в которой наиболее полно выражены общие принципы концепции исламского единобожия, является сура «Ихлас» (112):

«Скажи: “Он – Аллах, единый,
Аллах вечный.Он не родил и не был рожден,
и нет никого, равного Ему”».

Аллаху также присущи атрибуты. Однако Его атрибуты не являются чем-то отличным от Его сущности. Также Творец имеет различные имена, которые носят атрибутивный характер. Но наиболее часто Он называет себя Аллахом. Каждый мусульманин обязан верить во все имена и качества Всевышнего Аллаха, о которых упоминается в коранических аятах и достоверных хадисах, причем эти имена и качества нельзя приписывать ни одному из творений. Кроме того, имена и качества Всевышнего Аллаха необходимо понимать так, как они описаны в священных текстах, не отказываясь от их истинного значения, не истолковывая их вопреки их истинному значению, не уподобляя их именам и качествам творений и не придавая им материальную форму.

Аллах обладает абсолютной силой и могуществом. Только Он может создавать различные формы живой и неживой природы и уничтожать их. И никто не может отменить повелений Аллаха. Причем мир создан Им не для забавы. Все в этом мире имеет глубокий смысл и все построено по изначальному плану Творца.

Абсолютная власть над мирозданием принадлежит только Аллаху. В связи с этим, законодательные функции также принадлежат только Ему. Никто не обладает этими правами.

В то же время, Аллах не является только лишь Творцом и основателем мироздания. Он присутствует в сотворенном Им мире и управляет всеми процессами. Благодаря этому, Его творения обладают способностью к жизнедеятельности, обеспечиваются необходимыми для этого средствами. Поэтому Аллах выступает также в качестве Хранителя, Заступника, а также Дарующего эти средства.

Также Аллах милостив ко всем Своим творениям. Он не желает зла для своих творений. Несправедливость в отношении человека происходит не по воле Аллаха, а только потому, что сами люди, своими действиями, порождают зло. Однако несправедливость не останется безнаказной. За все свои поступки люди будут держать ответ перед Аллахом в день Страшного суда.

Неотъемлемой частью исламской доктрины единобожия является необходимость служения Аллаху и совершение Ему актов поклонения. Служение и поклонение нельзя совершать никому и ничему помимо Аллаха. Актами служения являются не только конкретные религиозные обряды, но и вся жизнь, все поступки человека, которые должны быть одухотворенными искренней верой в Создателя. Люди должны в точности исполнять все повеления Аллаха, совершать только разрешенное и воздерживаться от совершения запрещенного Им. См. также Аллах.