Тазир

Тазир – в исламском праве наказания за грехи и преступления, которые, в отличие от наказаний-хадд (См. Хадд), не оговорены в Коране и Сунне. Тазир применяется, например, в качестве наказания за такие грехи, как несоблюдение поста в месяц Рамадан, отказ от совершения намаза, жизнь на проценты и т.д.

Этот вид наказания определяется на основании различных методов иджтихада (см. Иджтихад) мусульманскими правоведами применительно к конкретным условиям, либо к тем государствам, в котором действует исламское законодательство. Например, некоторые виды наказаний за оскорбление чьей-либо личности могут быть применены на основании традиций, которые приняты в данном обществе (см. Орф).

Тазир имеет различные формы и способы применения в зависимости от состава преступления, начиная от предупреждения, уговоров, разъяснений и увещеваний до тюремного заключения, палочных ударов, ссылки. Различные мазхабы допускают и конфискацию имущества виновного.

В исключительных случаях возможно даже наказание смертью. Это может быть в том случае, если кто-либо из мусульман систематически и планомерно совершает греховные поступки, не совместимые с общественной моралью. Например, если кто-то грубейшим образом публично оскорбляет Божьих посланников или какие-то положения религии. В качестве правомочности этого вида тазира часто приводят аят следующий Корана: «Поистине те, которые причиняют обиду Аллаху и Его посланнику, – проклял их Аллах в жизни здешней и будущей и приготовил им наказание унизительное» (33: 57). Относительно допустимости смертной казни по отношению к вражескому шпиону в период ведения военных действий, также не существует разногласий в среде мусульманских улемов.

Как и в случае с наказаниями-хаддами (См. Хадд) тазиры могут быть применены только в случае действия на территории государства исламского законодательства. Дело в том, что степень виновности и размер наказания может быть определен только официальным государственным судом. Самосуд в Исламе категорически запрещен, так как может привести к анархии.

В целом, тазир применяется к любому человеку, греховные действия которого причиняют неудобство другим людям.