Главная святыня Ислама – Кааба, сегодня известна большинству населения планеты. Но что представляет собой эта святыня? Почему именно она является центром исламского мира? Постараемся ответить на все вопросы, связанные с центром мечети «Масджид аль-Харам».
- Значение
- Кааба в Коране
- История Каабы
- Первое строительство Каабы
- Второе строительство Каабы
- Третье строительство Каабы
- Четвёртое строительство Каабы
- Пятое строительство Каабы
- Захват Каабы в 1979 году
- Внешний вид
- Кааба внутри
- Вокруг Каабы
- Тайна черного камня Каабы
- Поклоняются ли мусульмане черному камню или Каабе
- Правила посещения Каабы
Значение
Целый ряд мекканских сур Корана сообщают мусульманам, что Аллах является хозяином и господином аль-Кааба, которую называют «Байт аль-Мамур» («Дом ангелов»), а мусульман в Коране – «ахл ал-байт», то есть «народ Каабы».
Однако значение центра Ислама Кааба приобрела ещё во времена Пророка Мухаммеда (с.а.в.) – именно тогда Каабу признали киблой, то есть ориентиром, куда следует смотреть, совершая намаз.
Кааба в Коране
Священный Коран сообщает мусульманам, что Каабу построил пророк Ибрахим (с.а.в.) вместе с Исмаилом в качестве места, где могли собираться его единоверцы, не боясь преследований и погонь. Отсюда исходит заповедь Аллаха, которая написана и на страницах Корана – «Следуйте же религии Ибрахима, ибо верил он в Единого Бога».
Таким образом, Аллах ниспослал этому дому своё благословение, наказав в дальнейшем Пророку Мухаммеду (с.а.в.) сделать это место – центром обращения молитв, повелевая сохранять природу вокруг этого дома, запретив охотиться и вырубать деревья поблизости.
История Каабы
Сказать точно, что Кааба была построена тогда-то и тем-то сегодня невозможно – согласно легендам, изначально главная мусульманская святыня была построена ангелами ещё до прихода пророка Авраама (с.а.в.), и впоследствии многократно перестраивалась.
Однако существует несколько полулегендарных сведений, позволяющих установить примерный возраст строения – не менее пяти тысяч лет.
Тем не менее, первое достоверное упоминание о закрытом храме, находящемся в пустыне, сделано древнегреческим учёным Диодором Сицилийским в I веке до нашей эры.
Первое строительство Каабы
Первое строение, появившееся в изолированной части Саудовской Аравии, согласно преданиям, появилось ещё во времена Авраама. Построено оно было ангелами по приказу Аллаха, из красного яхонта (корунда, минерала весьма прочного и красивого). Однако вскоре Всевышний, рассерженый греховностью жителей Земли, наслал на них Великий потоп – и Кааба по разным сведениям, то ли поднялась на небеса волею Аллаха, то ли была разрушена водной стихией.
Второе строительство Каабы
Во второй раз строительством мусульманской святыни занялись пророк Ибрахим (с.а.в.) и его сын Исмаил. Они собственными силами построили небольшой дом из камня, вид которого явился им по велению Аллаха в виде облака. Однако для завершения строительства им не хватало всего одного камня – и отправившийся в поиск Ибрахим пропал на несколько дней.
А когда он вернулся, опечаленный, что не нашёл камня, его сын Исмаил продемонстрировал ему законченное строение – оказалось, что архангел Джабраил спустился на Землю и передал Исмаилу последний камень чёрного цвета (почерневший от касания грешников к нему), наказав сделать это место главным местом молитвы верующих в Единого Бога.
Третье строительство Каабы
В третий раз будущую святыню строили представители племений кураишитов, из которых происходил сам Мухаммед (с.а.в.). Более того, он сам участвовал в строительстве, незадолго (примерно за 15 лет) до начала откровений, которые ему ниспосылал Аллах. Уже тогда будущий Пророк (с.а.в.) отличался великой мудростью – в один день строители начали спорить о том, кто же установит чёрный камень в стены будущей святыни?
Представители четырёх родов, занятых в строительстве вели ожесточённые споры, едва не доходившие до кровопролития. Тогда кто-то из спорящих предложил поистине мудрое решение – пусть всех рассудит тот, кто первым зайдёт в ворота Бабуссалам поутру.
Первым вошедшим поутру оказался сам Мухаммед (с.а.в.) – услышав просьбу от представителей четырёх родов, он снял свою накидку, положил её наземь и уложив в центр чёрный камень, велел каждому из представителей взяться за угол накидки и совместно отнести камень к месту строительства. Уже там он лично взял этот камень и установил его в стену – такое мудрое решение позволило прекратить споры и внести равноценное участие всем родам строителей.
Чуть позже Кааба в Мекке стала главной мусульманской святыней, когда Пророк (с.а.в.) постановил, что отныне мусульмане обязаны совершать намазы, обращаясь лицом к святыне (ранее мусульмане читали намаз, глядя в сторону Иерушалаима).
Именно тогда Кааба стала киблой, то есть своеобразным центром, к которому обращены все молитвы ко Всевышнему.
Четвёртое строительство Каабы
Уже после земной смерти Пророка Мухаммеда (с.а.в.), Кааба была разрушена в результате одной из битв, разразившейся недалеко от Запретной мечети. Тогда Абдуллах ибн аз-Зубаир спросил своих соратников, стоит ли ему восстановить мечеть, либо построить её заново? Соратники не могли сойтись во мнениях, тогда аз-Зубаир сказал, что будет ждать откровения Аллаха, в котором будет предписано, что сделать с киблой.
В ту же ночь ему явилось откровение, в котором Пророк (с.а.в.) указал ему перестроить киблу, увеличив её в размерах на шесть локтей и включив в неё и хиджру Исмаила (сына пророка Ибрахима, да будет доволен ими Аллах). Так и было сделано – киблу перестроили, но ненадолго.
Пятое строительство Каабы
В 692 году аз-Зубаир геройски погиб в сражении с войсками аль Хаджжаджа, а мечеть аль Харам была основательно разрушена – пострадала и кибла. После битвы аль Хаджжадж обратился с письмом к своему правителю, Абдумалику ибн Марвану, как поступить с постройками, разрушенными в результате битвы – восстановить их былой вид, или же выстроить заново? Ибн Марван пожелал перестроить не только саму Каабу, но и мечеть, увековечив таким образом своё имя.
Несколько позже, когда халиф Гарун ар-Рашид задумал возвратить мечети и кибле вид, который им придали во время правления аз-Зубаира, он решил спросить об этом своего приближённого, имама Малика ибн Анаса (с.а.в.), стоит ли это делать.
Имам в свою очередь, проявил великую мудрость, сказав, что мечеть – не место для политических игр и постоянное перестраивание святыни лишит верующих уважения к этому месту.
Тогда ар-Рашид принял решение оставить Каабу такой, какая она есть и завещал потомкам не перестраивать её ни под каким предлогом.
Захват Каабы в 1979 году
20 ноября 1979 года крупная группа радикально настроенных исламистов в ходе дерзкого штурма установила контроль над мечетью аль-Харам. Террористы под руководством Джухаймана аль-Утейби заявили, что в мире появился Махди, который вот-вот объявит Последний (Судный) день и взяв заложников, потребовали от правительства Саудовской Аравии изменить политический курс, отказавшись от сближения с Западом.
Неоднократные попытки правительственных сил атаковать террористов не привели ни к чему – все атаки были отбиты. Однако 4 декабря 1979 года при поддержке различных войсковых и специальных групп террористы были обезврежены и захвачены – 68 преступников, включая аль-Утейби удалось арестовать и предать суду. Сами же строения получили серьёзные повреждения, исправление которых заняло несколько месяцев.
Внешний вид
Внешне Кааба – это здание из камня, достигающее 15 метров в высоту, со сторонами 10х12 метров, каждый угол которого чётко обращён по сторонам света. Каждый угол имеет своё название:
Ар-рукн-аль-асвад, он же «чёрный угол», обращённый на Восток. Своё название угол получил из-за вмонтированного на высоте полутора метров чёрного камня обрамлённого серебром. Камень символизирует волю Всевышнего, а также искупление грехов человеческих;
- Ар-рукн-аль-ираки – «иракский угол», ориентированный на Север;
- Ар-рукн-аш-шами – «сирийский угол», ориентированный на Запад;
- Ар-рукн-аль-йамани – «йеменский угол», ориентированный на Юг;
Сверху строение укрыто огромным чёрным покрывалом «кисва», выполненном из шёлка и расшитом аятами из Священной книги мусульман, касающихся паломничества в Мекку и самой Каабы в целом. Покрывало заменяют раз в год, два раза в год внутри Каабы проводится очистка – за две недели до наступления месяца Рамадан и через две недели после завершения времени хаджа.
За порядком внутри со времён Пророка (с.а.в.) следит семя Бану Шайбу – по достоверным хадисам, сам Мухаммед (с.а.в.) поручил хранение ключей представителю этой семьи, наказав ему передавать ключи из поколения в поколение, не дозволяя никому кроме них заниматься этим почётным делом.
Попасть внутрь святыни можно только через дверь, расположенную на северо-восточной стене. Выполненная из золота дверь расположена на высоте 2,5 метров над землёй, и для того, чтобы попасть к ней, служители используют приставные лестницы.
В обычное время дверь скрыта за кисвой, но два раза в год покрывало приподнимается, чтобы впустить внутрь Хранителя, либо высокого гостя, чья добродетель позволяет ему войти внутрь святыни.
Кааба внутри
Внутри мусульманская святыня представляет собой прямоугольное помещение с высоким потолком, который поддерживают три колонны. Всё помещение отделано светлым мрамором, колонны – тёмным.
Стены завешаны занавесями, на которых золотом вышита шахада, а в середине помещения установлен постамент, на котором расположены благовония и различные святыни Ислама. За освещение отвечают два огромных святильника, дающих немного света.
Одна из мраморных плит на полу отличается цветом от остальных – по преданию, именно на этом месте совершал намаз Пророк Мухаммед (с.а.в.), а на стенах можно увидеть имена всех тех правителей, что участвовали в строительстве или восстановлении Каабы.
Вокруг Каабы
Вокруг святыни вымощена каменная дорожка, по которой паломники совершают «таваф» – ритуальный обход, совершаемый мусульманами во время хаджа. Напротив входа в Каабу расположен Макам Ибрахима – по преданиям, во время первого строительства будущей мусульманской святыни, ему не хватало роста, чтобы поднимать стены вверх, и он стоял на камне.
Однажды он поднял камень настолько тяжёлый, что продавил камень, на котором стоял – сегодня этот камень сохранился и имеет название «Макам». Он установлен в небольшой постройке напротив входа в Каабу, и на нём можно увидеть отпечатки ног пророка Ибрахима (с.а.в).
Напротив установленного в стене Чёрного камня расположен источник Замзам, имеющий священное значение для мусульман. По легенде, жена пророка Ибрахима (с.а.в.), Хаджар, искала воду между двумя холмами – ас-Сафа и аль-Марва, расположенными на территории мечети аль-Харам.
Видя её усилия, архангел Джабраил ударил крылом об землю и тут же из-под земли ударил родник, который существует и сегодня под названием Замзам. Также по преданиям, между родником и Макамом Ибрахима нашли своё последнее пристанище пророки Шуайб, Салих, Нух и Худ (да будет доволен ими Аллах).
Вокруг всего этого выстроена мечеть аль-Харам, она же «Запретная мечеть», вмещающая почти 800 тысяч человек. Такое название мечеть получила из-за специальных ограничений – на её территорию могут попасть только мусульмане, однако были и исключения.
К примеру, в 1979 году штурм подвалов, в которых прятались радикалы, управляемые аль-Утейби, проводился при помощи европейских групп специального назначения. На сегодня это едва ли не единственный случай, когда немусульмане попадали внутрь главной святыни Ислама.
Тайна черного камня Каабы
Установленный в углу Каабы чёрный камень – это чистейший корунд, знакомый миру под названием «Хаджар аль-Асвад». По преданию, его даровал Адаму сам Всевышний – тогда он был ослепительно белого цвета. Однако по прошествии времени камень становился чернее от грехов человеческих – уже чёрным он попал к пророку Ибрахиму (с.а.в.) и был вмонтирован в стену святыни.
Поклоняются ли мусульмане черному камню или Каабе
На самом деле, мусульмане поклоняются лишь Аллаху, а «Хаджар аль-Асвад» является лишь отправной точкой для тавафа, ритуала паломничества, включающего в себя и омовение в воде Замзам. Кааба, в свою очередь, является центром исламского мира, куда обращены все молитвы верующих со всего мира.
Правила посещения Каабы
К сожалению, сегодня посетить верующему Каабу нельзя – внутрь пускают лишь самых достойных. Остальным же остаётся довольствоваться совершением хаджа, в обрядах которого есть приветственный таваф, семикратный обход холмов ас-Сафа и аль-Марва, а затем, после соблюдения остальных ритуалов паломничества – прощальный таваф.
Во время тавафа каждый верующий должен прикоснуться или поцеловать Чёрный камень, таким образом демонстрируя отказ от совершённых грехов.
Очень интересная и интересная тема.Мне многое пошло на пользу от этой хорошей статьи
Важно знать историю и значение Каабы для нас, мусульман. Хадж – это мечта, которая, я надеюсь, однажды сбудется.