Мушаббихиты – антропоморфисты. Их также называли муджассимитами (придающими Богу телесные качества). Это были представители неортодоксального мировоззрения, которые представляли Бога в атрибутах и образах сотворенных Им созданий. Основателем мушаббихизма считается Джахм ибн Сафван (ум. в 128/746), который отрицал Божественные атрибуты и рассматривал Аллаха в образе человека. Абд аль-Кахир аль-Багдади (ум. в 429/1037) в книге «аль-Фарк Байн аль-Фирак» (Различия между сектами), в которой он описал воззрения различных мусульманских сект, разделял мушаббихитов на 2 группы: Первая уподобляла Божественную сущность сущности творений, а вторая группа уподобляла только Божественные атрибуты атрибутам творений.
В средние века было известно несколько мушаббихитских сект, наиболее известной из которых была хашимитская. Другой мусульманский сектолог Шахрастани описывал один эпизод из жизни ее основателя Хашима ибн аль-Хакама, который в споре с мутазилитом Абу’ль Хузайлом доказывал ему, что Бог имеет конкретное тело, подобное человеческому, и даже указывал на длину некоторых его органов.
В мусульманских источниках упоминается, что в основном мушаббихитами являлись представители «крайних» шиитов (гулат), которые верили в боговоплощения. Например, одним из мушаббихитов мусульманские улемы называют Абдуллу ибн Сабу, который впервые превознес личность халифа Али ибн Абу Талиба и видел в нем воплощение Бога. Хашим ибн аль-Хакам также был «крайним» шиитом.
Некоторые басрийские мутазилиты также, в определенной степени, допускали в своих воззрениях антропоморфизм. Например, они считали, что Божественная воля идентична человеческой или способность разговора у Бога, по сути, не отличается от аналогичной способности человека.
Однако мушаббихитами называли не только представителей конкретной школы. В полемике между различными мусульманскими течениями представители различных течений часто обвиняли своих оппонентов в склонности к антропоморфизму. Например, мутазилиты считали проявлением антропоморфизма признание ортодоксальным суннитским Исламом наличия у Аллаха атрибутов, возможности лицезрения Аллаха в раю и нахождения Аллаха на Троне (Арш). Опираясь на формальную логику, они считали, что в этом случае Аллах должен занимать определенное место в некоем пространстве. Так, мутазилит Захид аль-Каусари, в полемике по этим проблемам, обвинял суннита Ибн Кутайбу в антропоморфизме. А некоторые известные улемы, как например Фахр ад-Дин ар-Рази считали антропоморфистом всякого, кто пытался объяснить сущность упоминаемых в Коране понятий «лица» или «рук» Аллаха.
Однако представители ортодоксального Ислама отвергли все эти обвинения, так как в данных вопросах нельзя опираться лишь на доводы формальной логики. Проблема атрибутов Аллаха и других упоминаемых выше вопросов находится в сфере иррационального. Ортодоксальная позиция состоит в том, что нет подобия Аллаху в сотворенном им мире, так как в Коране говорится: «…нет ничего, подобного Ему» (42: 11). Однако в Боге присутствуют описанные в Коране и Сунне атрибуты, но они, как и Божественная сущность, непостижимы для человеческого разума. Схожесть в формулировках таких Божественных атрибутов как жизнь, могущество, знание и т.д. с человеческими носит лишь иносказательный характер на уровне восприятия человеческим разумом. То есть такие качества Аллаха, как жизнь, знание или могущество Аллаха, не являются по своей сути подобием аналогичных человеческих качеств. Таким образом, согласно ортодоксальному Исламу, Аллах действительно является Живым, но Его жизнь не является подобной жизни человека; Знающим, но его знания особые, не повторяют аналогичные способности человека и т.д. В отличие от человеческих, Божественные атрибуты являются безграничными, идеальными, извечными и не исчезают во времени либо под влиянием каких-то факторов.