Иртидад

Иртидад – вероотступничество из Ислама и переход к неверию или исповеданию других отмененных Аллахом религий. Совершившего иртидад называют муртад. Вероотступники, которые не раскаялись в этом грехе и не вернулись в Ислам, будут вечно гореть в самых глубоких уровнях ада.

Cлово “Иртидад” означает “переход из одного состояния в другое”. Согласно шариатским законам иртидад (вероотступничество) является одним из наитягчайших форм куфра (неверия). Например, согласно шафиитскому или ханафитскому праву, с момента иртидада (вероотступничества) все благие деяния, которые имели место в жизни человека до этого, оказываются пустыми и бессмысленными. Аллах сказал: “А если кто из вас отпадет от вашей религии и умрет неверным, у таких – тщетны их деяния в ближайшей и будущей жизни! Эти – обитатели огня, они в нем вечно пребывают” (Коран, 2:217).

C точки зрения Шариата иртидад расценивается как отпадение от Ислама и отход к куфру (неверию) независимо от того, намеренный это был шаг или было сделано какое-либо действие или высказано слово, которые привели к неверию. Иртидадом является даже высказанное в шутку заявление о вероотступничестве или подобное действие, высказанное из упорства. В Шариате все эти действия квалифицируются как отрицание Ислама и впадение в куфр (неверие). Поэтому муртад (вероотступник) это человек, который ушел из Ислама в неверие и отрицание.

Иртидадом (вероотступничеством) являются следующие действия:

1. Отрицание Аллаха;

2. Отказ от принятия пророков;

3. Клевета на какого-либо пророка;

4. Признание разрешенными греховные деяния, которые приняты иджмой мусульман запрещенными.

Это такие деяния, как прелюбодеяние, лесбиянство, гомосексуализм, распитие спиртных напитков и т.д.

5. Признание запрещенными те деяния, которые иджмой мусульман признаются как разрешенные.

Например, торговля или брак;

6. Отказ от признания хотя бы части того, что в Шариате является обязательным (фард). Например, отрицание хотя бы одного раката из 5 ежедневных намазов;

7. Вера в обязательность того, что в иджме не признано обязательным (фардом). Например, добавление к ежедневным намазам еще одного раката, или вера в то, что пост в месяце Шавваль является обязательным (фардом);

8. Наличие намерения стать в будущем кяфиром (неверным) или сомневаться об этом.

Условия, при которых иртидад (вероотступничество) считается свершившимся

Относительно двух условий улемы пришли к единому мнению:

1. Акль. То есть человек преступивший грань должен быть в полном сознании и при здравом рассудке (т.е. умственно полноценен). Иртидад, совершенный психически больным человеком, или несознательным ребенком, считается недействительным.
В ханафитском мазхабе совершение иртидада считается недействительным для человека, находящегося в нетрезвом состоянии. То же самое для человека, находящегося во сне. (Аль-Бадаи, VII, 134; Ад-Дурру’ль-Мухтар, III, 147). Однако в шафиитском и ханбалитском мазхабах, на основании двух хадисов от имама Ахмада, совершение иртидада, равно как и принятие Ислама в нетрезвом состоянии считаются действительными и свершившимися. Сподвижники пророка сочли необходимым наказать пьяного человека, который занимался клеветой (Мугниль-Мухтач, IV, 137; III, 311). Однако пьяного человека, совершившего иртидад нельзя убивать. Нужно дождаться, пока он будет трезвым, а затем дать ему 3 дня для того, чтобы он покаялся.
Даже если не достигший совершеннолетия ребенок совершит вероотступничество, то это действие, согласно всем школам мусульманского права, считается свершившимся. В то же время Абу Ханифа и Мухаммад ибн Хасан не допускали тяжелого наказания для таких детей. Согласно их иджтихаду, эти дети должны быть принуждены к возвращению в Ислам (Ад-Дурруль-Мухтар III, 335).
Абу Йусуф и аш-Шафии же считали, что иртидад детей не считается свершившимся, так как они не несут ответственности за свои поступки. Именно поэтому они считали, что принятие ребенком Ислама также не должно приниматься. Они ссылались на хадис “Не будут спрошены дети до достижения ими совершеннолетия”. Согласно «Фатх аль-Кадир» и других источников Абу Ханифа позднее тоже принял эту позицию.
Помимо шафиитов, во всех других мазхабах считается, что принятие Ислама ребенком приемлемо (сахих) с правовой точки зрения. Они опираются в этом суждении на следующий на хадис: “Каждый рождается в Исламе…” (Бухари, Муслим и др.). В другом хадисе пророк сказал: «Кто скажет “Нет бога кроме Аллаха”, тот войдет в рай». Таким образом, все мазхабы, помимо шафиитского, считают принятие Ислама и отступничество, совершенное несовершеннолетними свершившимися.

2. Обязательно, чтобы заявление о вероотступничестве было сделано самим человеком, на основании его желания. Согласно всем улемам, не засчитывается иртидад тому мусульманину, которого принудили к вероотступничеству силой, в то время как он на самом деле он остался мусульманином в душе (Аль-Мугни, VIII, 145; Гайету’ль-Мунтеха, III, 353, 358).

Правовые постановления относительно вероотступников

Все мусульманские правоведы считали, что вероотступники в конечном итоге должны быть казнены. При этом они ссылались на хадис пророка: “Пролитие крови мусульманина разрешено в трех случаях: если он совершил прелюбодеяние, будучи женатым, если он совершил убийство и если он покинул свою религию” (Бухари, Муслим). Однако если вероотступничество совершено на войне, то муртада можно убить без суда прямо на поле боя. Казнить же вероотступника можно только по решению официального государственного суда в стране, где законодательство строится на исламском праве. Во всех других случаях убивать вероотступников нельзя. То есть самосуд над ними звпрещен.

Все правоведы были едины во мнении о том, что казни подлежит вероотступник-мужчина. В вопросе о женщине же мнения разошлись. Согласно ханафитскому мазхабу женшина-вероотступница смерти не подлежит. Однако она принуждается к принятию Ислама. В связи с тем, что ею был совершен великий грех, она содержится под арестом: либо до возвращения в Ислам, либо же до смерти. Раз в три дня она подлежит побиванию. Как доказательство того, что такую женщину убивать нельзя, ханафиты приводят следующий хадис-сахих: “Не убивайте женщин”.

Однако в остальных мазхабах женщина-вероотступница также должна быть казнена. Они ссылались на следующий хадис пророка: “Если какой-либо мужчина вышел из Ислама, то вначале пригласите его в Ислам. Хорошо если он вернется, но если он откажется, то снесите ему голову. И если какая-нибудь женщина выйдет из Ислама, то пригласите ее в Ислам. Хорошо если она вернется, но если откажется, снесите и ей голову” (хадис-хасан, приводится у Табарани).

В ханафитском мазхабе перед казнью вероотступнику предлагают вернуться в Ислам. И если он вернется, то это принимается и этот человек освобождается из-под заключения. Но если он откажется, то тогда его дело передается на рассмотрение главе исполнительной власти (либо его помощникам), который должен вероотступнику 3 дня для того, чтобы он еще раз подумал и пришел к покаянию. Однако если нет никакой надежды на то, что вероотступник вернется в Ислам, или в случае истечения отпущенного ему срока на покаяние, он должен быть казнен. Это подтверждается следующим эпизодом из жизни сподвижников пророка: “Из армии к халифу Омару пришел человек. Омар спросил его: “Какие известия ты принес?”. Тот человек ответил: “Один человек после принятия Ислама вновь отрекся от Аллаха. Поэтому мы его убили”. На это Омар ответил: “Но если бы вы продержали его сначала под арестом 3 дня, может он пришел бы к покаянию?”. А потом он сказал: “О, Аллах! Я не имею отношения к этому происшествию, я не давал на это распоряжения и в помыслах у меня этого не было” (Малик “Муватта”). По этой причине улемы считают, что вероотступника необходимо вначале пригласить к покаянию.